г. Москва |
|
27 февраля 2024 г. |
Дело N А40-112120/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Гречишкина А.А., Дербенева А.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-ЛАЙН" - Аснер Я.В. по доверенности от 20.05.2023,
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве - Баринова А.И. по доверенности от 22.05.2023, Прусакова Ю.Н. по доверенности от 06.06.2023,
рассмотрев 19.02.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-ЛАЙН"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ТЭК-ЛАЙН" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве (далее - ИФНС N 29 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган) от 18.01.2023 N 25-15/1392 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 29.08.2023 и постановление от 08.11.2023 отменить, принять новый судебный акт, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, невыяснение всех обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ООО "ТЭК-ЛАЙН" возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, в период с 28.01.2022 по 28.04.2022 Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по налогу на имущество организации за налоговый период - 2021 год (первичная декларация).
По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 25-15/9418 от 17.05.2022, в рамках которого установлено занижение суммы налога на имущество организаций за 2021 год на 330 609 рублей, в связи с чем предложено доначислить недоимку в соответствующем размере, пени в размере 1 951 рублей и привлечь его к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 16 531 рублей, на который Обществом представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки (акта и возражений Общества) Инспекцией принято решение от 18.01.2023 N 25-15/1392 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 330 609 рублей и штраф в размере 7 292 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 28.04.2023 N 21-10/048545@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявление Общества и признавая решение Инспекции от 18.01.2023 N 25-15/1392 недействительным, суды сослались на положения статей 5, 375, 378.2, 379 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 18, 21 Федерального закона Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о ГКО), пункт 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2022 N 2585-О, и установив, что вынесенное по результатам рассмотрения заявления Общества об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 N 2789 "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 29.11.2018 N 40557", которым в отношении принадлежащего Обществу нежилого здания определена кадастровая стоимость в размере 561 642 029,58 рублей, подлежит применению "с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения..." (подп. 2 п. 2 ст. 18 Закона о ГКО), то есть с 1 января года, следующего за годом вступления в силу распоряжения от 24.01.2022 N 2789 (со дня его официального опубликования на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru - 26.01.2022), то есть с 2023 года и не подлежит применению в спорном налоговом периоде.
Между тем с выводами судов по настоящему делу нельзя согласиться ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Судебный акт является законным и обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
Суд оценивает доказательства исходя из требований частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 Кодекса).
Вместе с тем в нарушение положений главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций не установлены все имеющие значение для результатам рассмотрения дела обстоятельства, касающиеся исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объекта Общества, а также не проверены доводы налогового органа о необходимости применения к рассматриваемым в деле правоотношениям положений подп. "а" п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ.
Судами установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 77:07:0012004:3623 расположенное по адресу г. Москва, ул. Рябиновая, д. 28А, стр.2.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" в отношении указанного нежилого здания по состоянию на 01.01.2018 утверждена кадастровая стоимость в размере 488 173 268,29 рублей, подлежащая применению с 01.01.2019.
Общество в порядке ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ обратилось в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Заявление Общества было удовлетворено, по итогам его рассмотрения Департаментом городского имущества г. Москвы вынесено распоряжение от 24.01.2022 N 2789 "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 29.11.2018 N 40557", которым в отношении нежилого здания определена кадастровая стоимость в размере 561 642 029,58 рублей.
Спорным по настоящему делу является вопрос о моменте начала применения указанного распоряжения от 24.01.2022 N 2789.
Суды сочли, что оно подлежит применению с 01.01.2023, руководствуясь в том числе ответом Публично-правовой компании "Роскадастр" от 07.03.2023 N 2.4-/05313/23 о том, что спорные изменения внесены в ЕГРН 10.02.2022 и применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, к отношениям, возникшим с 01.01.2023.
Налоговый орган настаивал на том, что исходя из положений подп. "а" п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ и технического характера исправленной ошибки, исправленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2019 и относится к проверяемого периоду.
Согласно п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. По общему правилу изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Вместе с тем, данное правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также изменением кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дата начала применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенных в ЕГРН, зависит от основания их внесения.
При этом положениями подп. "а" п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ определено, что в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения, исправленные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 по делу N А40-232515/2017 сформирован правовой подход о том, что пересмотр кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, направлен не на установление новых условий налогообложения, а на исправление ошибок (искажений), допущенных по результатам ранее проведенной кадастровой оценки, обеспечение экономически обоснованного налогообложения, пресечение злоупотреблений, поэтому правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П применению к таким отношениям не подлежит, поскольку выводы Конституционного Суда Российской Федерации касаются актов об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, принимаемых по результатам очередной государственной кадастровой оценки, проводимой на более позднюю дату оценки и устанавливающих по существу новые условия налогообложения, вступающие в действие с очередного налогового периода. Они основаны на необходимости заблаговременного осведомления налогоплательщика о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности.
Поскольку с учетом принципа юридического равенства налогоплательщиков, исчисление налога на имущество организаций должно производиться исходя из достоверно определенной кадастровой стоимости, то исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не свидетельствует об ухудшении положений налогоплательщиков и не дает оснований для вывода о нарушении принципа поддержания доверия к закону и действиям государства, так как защите подлежат именно правомерные ожидания налогоплательщика.
Суды в рассматриваемом случае распространили на распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 N 2789 положения законодательства, предусмотренные для вступления в силу результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в то время как Общество ссылалось на исправление допущенной ошибки в ранее опубликованных и применявшихся в рассматриваемом периоде результатах кадастровой оценки.
Судами не были исследованы обстоятельства, повлекшие принятие распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 24.01.2022 N 2789, не установлено, что послужило причиной увеличения кадастровой стоимости, является ли спорное уточнение исправлением технической ошибки или оно связано с утверждением новых результатов оценки в соответствии со статьями 15, 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ, необходимые для установления данных обстоятельств доказательства в материалах дела отсутствуют (решение, акт или иной документ ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" об основаниях перерасчета кадастровой стоимости).
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, полно и всесторонне исследовать и оценить имеющиеся в деле доказательства, принять меры к получению дополнительных доказательств и выяснению обстоятельств, приведенных в постановлении (в том числе путем истребования доказательств), при необходимости решить вопрос о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц (действия или акты которых, послужили основанием для исправления данных о кадастровой стоимости), проверить все заявленные сторонами доводы, принять судебный акт при правильном применении норм материального и соблюдении норм процессуального права, в котором указать мотивы, по которым суд согласился с доводами и возражениями участвующих в деле лиц или отклонил их, со ссылкой на нормы права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 по делу N А40-112120/2023 отменить. Направить дело N А40-112120/2023 на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решение о привлечении к налоговой ответственности, установив, что предыдущие суды не выяснили все обстоятельства дела, касающиеся исправления кадастровой стоимости. Суд указал на необходимость всестороннего исследования доказательств и правильного применения норм материального и процессуального права при новом рассмотрении дела.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2024 г. N Ф05-922/24 по делу N А40-112120/2023
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-922/2024
26.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-922/2024
08.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70249/2023
29.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112120/2023