г. Москва |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А40-80820/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 11.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В. Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ИП Маслова П.Г: Клейменова А.А. по доверенности от 16.10.2023, паспорту;
от Госинспекции по недвижимости: Джилавян Л.А. по доверенности от 27.12.2023, паспорту;
от ГБУ "МКМЦН": не явился, извещён;
рассмотрев 05.03.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Госинспекции по недвижимости,
на постановление от 19.12.2023 Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-80820/2023
по заявлению ИП Маслова П.Г.,
к Госинспекции по недвижимости, ГБУ "МКМЦН"
о признании незаконным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Маслов Павел Геннадьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее - инспекция) от 30.03.2023 N МКМЦН-ИСХ-1737/23 об установлении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:143, площадью 4 529 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Магистральный проезд, вл. 8 стр. 2.
Протокольным определением Арбитражного суда города Москвы от 22.05.2023 судом первой инстанции в порядке ст. 46 АПК РФ с согласия заявителя к участию в деле в качестве соответчика (заинтересованного лица) привлечено ГБУ "МКМЦН".
Протокольным определением Арбитражного суда города Москвы от 26.06.2023 принято ходатайство предпринимателя об уточнении требований, в котором ИП Маслов П.Г. просил признать незаконным уведомление ГБУ "МКМЦН" от 30.03.2023 N МКМЦН-ИСХ-1737/23 об осуществлении демонтажа 141-го металлических контейнера общей площадью 2 820 кв. м, металлического строения площадью 10 кв. м, 6 больших металлических контейнеров общей площадью 4 кв. м, КПП площадью 4 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005016:143, площадью 4 529 кв. м, по адресу: г. Москва, 1-й Магистральный проезд, вл. 8 стр. 2 в связи с незаконным (нецелевым) использованием земельного участка, указывая ответчиками и Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы и ГБУ "МКМЦН".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2023 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 отменено решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель предпринимателя возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что имеются основания для отмены судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что предприниматель владеет на праве аренды земельным участком из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 77:09:0005016:143, площадью 4 529 кв. м, расположенным по адресу: г. Москва, 1-й Магистральный проезд, вл. 8 стр. 2 (далее - земельный участок).
Земельный участок предоставлен предпринимателю в аренду на основании договора аренды от 04.05.2012 N М-09-037219 в редакции дополнительного соглашения от 07.07.2016 сроком до 23.01.2017 для целей эксплуатации расположенного на земельном участке производственного здания. Договор аренды продлен на неопределенный срок.
Между предпринимателем и Департаментом городского имущества города Москвы заключено дополнительное соглашение от 07.07.2016 о смене стороны по договору после приобретения расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества.
На земельном участке расположено принадлежащее предпринимателю нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0005016:1064 общей площадью 660,1 кв. м.
Также на земельном участке находится следующее имущество предпринимателя: 141 металлический контейнер общей площадью 2 820 кв. м, металлическое строение площадью 10 кв. м, 6 больших металлических контейнеров общей площадью 198 кв. м, КПП площадью 4 кв. м.
28.03.2023 Инспекция составила акт N 9095931 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В акте инспекции указано, что на земельном участке выявлены объекты, размещенные незаконно и подлежащие демонтажу в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП (141 металлический контейнер общей площадью 2 820 кв. м, металлическое строение площадью 10 кв. м, 6 больших металлических контейнеров общей площадью 198 кв. м, КПП площадью 4 кв. м.
На основании акта инспекции от 28.03.2023 N 9095931 учреждением вынесено уведомление от 30.03.2023 N МКМЦН-ИСХ-1737/23 об установлении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, выразившегося в возведении на нем 141-го металлических контейнера общей площадью 2 820 кв. м, металлического строения площадью 10 кв. м, 6 больших металлических контейнеров общей площадью 198 кв. м, КПП площадью 4 кв. м.
Уведомлением предпринимателю предложено в срок до 12.04.2023 освободить земельный участок от незаконно возведенных объектов.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что размещение на земельном участке указанных объектов является незаконным.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что действия по демонтажу незаконно возведенного объекта производятся во исполнение постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", в связи с наличием предусмотренных пунктом 2.1 Положения признаков незаконного (нецелевого) использования обществом спорного земельного участка (пункты 2.1, 3.3.2, 4.1 Положения о взаимодействии).
Также суд первой инстанции указал, что в данном случае обществом не сообщено и судом не установлено, каким образом оспариваемое уведомление ГБУ "МКМЦН" нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также, каким образом признание его незаконным может восстановить права общества с учетом того, что, как следует из материалов дела, оспариваемое обществом уведомление носит исключительно информационный характер, а следовательно, не обязывает правообладателя объектов, то есть общество, демонтировать незаконно возведенные строения, так как обеспечение проведения работ по демонтажу незаконно возведенных строений согласно Положению осуществляется силами Госинспекции по недвижимости, непосредственно ГБУ "МКМЦН" не осуществляет снос или демонтаж самовольно размещенных построек.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Апелляционный суд отметил, что инспекция и учреждение считают незаконным размещение на земельном участке 141-го металлических контейнера общей площадью 2 820 кв. м, металлического строения площадью 10 кв. м, 6 больших металлических контейнеров общей площадью 198 кв. м, КПП площадью 4 кв. м.
В ходе проверки инспекций сделаны цветные фотографии данных объектов, являющиеся приложением к акту проверки от 28.03.2023 N 9095931.
На фотографиях видно, что все объекты представляют собой металлические конструкции, металлические сооружения.
Апелляционный суд установил, что объекты выполнены из металла, что объекты не являются временными и капитальными сооружениями, что отсутствуют прочная связь объектов с землей, что у объектов отсутствует фундамент, что объекты размещены на земельном участке в собранном виде.
Суд апелляционной инстанции указал, что учреждением и инспекцией не представлены доказательства того, что объекты возведены в результате строительства или реконструкции, что для возведения объектов требуется получение разрешения на строительство, в связи с чем пришел к выводу, что отсутствуют основания полагать, что объекты должны быть поставлены на кадастровый и технический учет, что на объекты должна быть оформлена разрешительная документация, что право на объекты подлежит государственной регистрации.
Апелляционный суд отметил, что из имеющихся в деле доказательств не следует, что размещение указанных объектов противоречит положениям договора аренды земельного участка.
Между тем, судами не учтено следующее.
Пунктом 2.1 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП установлены признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Порядок размещения на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, определен постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов".
Пунктом 5(3) указанного порядка установлено, что арендаторы земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных для целей эксплуатации объектов капитального строительства, в соответствии с договором аренды, на основании решения Межведомственной комиссии по вопросу размещения отдельных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Москвы могут размещать объекты благоустройства. Порядок вынесения на рассмотрение комиссией вопросов о размещении правообладателями земельных участков отдельных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержден приказом Департамента N 189 от 12.08.2019 г.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0005016:143 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14.04.2023 имеет вид разрешенного использования "эксплуатация производственного здания".
Государственной инспекцией по недвижимости в кассационной жалобе приведен довод о том, что заключенный с обществом договор аренды не предусматривает возможности размещения на земельном участке, предоставленном для эксплуатации объекта капитального строительства, некапитальных объектов, в связи с чем уведомление принято ГБУ "МКМЦН" в пределах предоставленных данному учреждению полномочий и с учетом, в том числе, положений постановления Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов", на что имеется ссылка в акте от 28.03.2023 N 9095931, на основании которого принято оспариваемое уведомление.
В материалы дела договор аренды от 04.05.2012 N М-09-037219 не представлен, представлено только дополнительное соглашение от 07.07.2016 N М-09-037219 (т.1 л.д. 50-51), соответственно суды не исследовали все условия договора аренды и не соотнесли их с характеристиками спорных объектов и не проверили, допускали ли условия договора аренды с учетом вида разрешенного использования, указанного в нем и в дополнительном соглашении от 07.07.2016 N М-09-037219 в совокупности, возможность размещения некапитальных объектов на таком земельном участке, исходя, в том числе, из положений постановления правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов".
Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено, что требование о признании незаконным уведомления ГБУ "МКМЦН" от 30.03.2023 N МКМЦН-ИСХ-1737/23 об осуществлении демонтажа 141-го металлического контейнера общей площадью 2 820 кв. м, металлического строения площадью 10 кв. м, 6 больших металлических контейнеров общей площадью 4 кв. м, КПП площадью 4 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005016:143, площадью 4 529 кв. м, по адресу: г. Москва, 1-й Магистральный проезд, вл. 8 стр. 2 в связи с незаконным (нецелевым) использованием земельного участка заявлено как к Госинспекции по недвижимости так и к ГБУ "МКМЦН".
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А40-80820/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения предыдущих инстанций, установив, что они не учли все фактические обстоятельства дела и не дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для полного выяснения обстоятельств и правильного применения норм права.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2024 г. N Ф05-1956/24 по делу N А40-80820/2023