Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 сентября 2007 г. N А48-4283/06-6
(извлечение)
См. также постановления ФАС ЦО от 4 апреля 2007 г. N А48-4283/06-6, от 13 марта 2008 г. N А48-4283/06-6 и определение ФАС ЦО от 4 августа 2008 г. по делу N А48-4283/06-6
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Б.Н.В. - представителя (дов. N 18/2277 от 30.08.07 г.), В.Г.Г. - юрисконсульта (дов. N 18/3626 от 20.12.06 г.); от налогового органа - Б.А.Н. - ведущего специалиста-эксперта (дов. N 07-10/11285 от 30.10.06 г.), С.В.М. - главного государственного налогового инспектора (дов. N 07-10/11263 от 30.10.06 г.),
рассмотрев кассационную жалобу Управления ФНС по Орловской области на решение от 21.11.06 г. Арбитражного суда Орловской области и постановление от 20.03.07 г. Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-4283/06-6, установил:
Закрытое акционерное общество "О" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению ФНС России по Орловской области (далее - Управление, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.09.06 г. N 6 "Об отказе в привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.11.06 г. заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.03.07 г. решение суда оставлено без изменений.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой. По мнению подателя жалобы нарушения обществом норм налогового законодательства выражаются в несвоевременном перечислении в бюджет единого социального налога (2002-2003 г.), налога на доходы физических лиц (2002-30.06.2005 г.), налога на пользователей автодорог (2002 г.). Кроме того, налоговый орган считает правомерным начисление пени по налогу на доходы физических лиц на сумму удержанного, но не перечисленного в 2002 г. налога.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной налоговой службы по Орловской области принято постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки от 23.12.2005 г. N 14 по вопросам своевременности уплаты закрытым акционерным обществом "О" в бюджет налога на пользователей автомобильных дорог за период с 01.01.02 г. по 31.12.03 г., единого социального налога за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2003 г. и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 г. по 30.06.2005 г.
По результатам повторной выездной налоговой проверки управлением был составлен акт от 19.06.06 г. N 2 и вынесено решение от 15.09.06 г. N 6 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности". Указанным решением управление предложило налогоплательщику уплатить в срок, установленный в требовании, пени по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог.
ОАО "О" не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих позиций и правомерно удовлетворил заявленные требования плательщика.
Признавая недействительным решение налогового органа, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 87 НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным Налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. При этом повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований ст. 87 Кодекса.
Таким образом, целью проведения вышестоящим налоговым органом повторной налоговой проверки является контроль за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом, призвана не подменять собой проверку, проведенную нижестоящим налоговым органом, а обеспечить контроль за этим налоговым органом.
Арбитражный суд, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что проведенная управлением налоговая проверка не носила контрольных функций, поскольку ее целью явилось восстановление пропущенных сроков принудительного взыскания с общества задолженности, а принятое по результатам проверки решение не соответствует требованиям статей 46-48, 69-70 НК РФ и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Кроме того, из материалов дела следует, что правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты единого социального налога, налога на доходы физических лиц, налога на пользователей автомобильных дорог проверялась ранее инспекцией по Советскому району г. Орла, что подтверждается соответствующими актами выездных налоговых проверок и решениями налогового органа N 145 от 14.08.03 г., N 46 от 30.12.04 г., N 32 от 01.09.05 г.
Во исполнение названных решений налоговым органом выставлялись требования N 923/1-Ф от 04.07.03 г., N 9144 от 25.09.03 г., N 2432 от 10.12.04 г., N 276 от 02.03.04 г. и N 8972 от 18.07.05 г.
При этом суд правомерно указал, что в спорном решении налоговым органом не приведено каких-либо новых обстоятельств и нарушений налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Довод налогового органа о несвоевременном перечислении обществом налога на доходы физических лиц и начислении в связи с этим пени на основании ст. 75 НК РФ обоснованно отклонен судом в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что согласно постановлению о проведении повторной выездной налоговой проверки N 14 от 23.12.05 г. налоговая проверка в отношении налога на доходы физических лиц охватывает период с 01.01.02 г. по 30.06.05 г.
В тоже время пени, начисленные по решению N 6 от 15.09.06 г., рассчитаны налоговым органом за периоды, предшествующие периоду проведения проверки, в частности, за ноябрь-декабрь 2001 г.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Поскольку управлением не истребовались, а обществом не предоставлялись документы, позволяющие определить суммы НДФЛ, исчисленные за 2001 год и другие периоды, предшествовавшие проверяемому периоду, суд сделал обоснованный вывод о невозможности начисления пени, так как не определена сумма налога, подлежащая уплате, а также день уплаты данной суммы налога.
Необоснованным является довод заявителя кассационной жалобы о правомерности начисления Обществу пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в связи со следующим.
Как установлено судом, пени по налогу на пользователей автомобильных дорог начислены управлением за периоды с 01.07.04 г. по 31.12.04 г. и с 01.01.05 г. по 30.06.05 г.
Вместе с тем, Приказами от 29.06.04 г. N 16 и от 31.12.04 г. N 32 управления финансов и налоговой политики администрации Орловской области обществу предоставлялась рассрочка уплаты налога на пользователей автомобильных дорог на периоды с 01.07.04 г. по 31.12.04 г. и с 01.01.05 г. по 30.06.05 г.
За указанные периоды налогоплательщиком были уплачены проценты за пользование рассрочкой.
Согласно п. 1 ст. 61, ст. 64 НК РФ предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты налога переносит срок уплаты налога на более поздний срок.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в силу ст. 75 НК РФ у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени на отсроченную (рассроченную) задолженность.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в компетенцию Управления финансов и налоговой политики администрации Орловской области не входило предоставление рассрочки по налогу на пользователей автомобильных дорог является несостоятельным, поскольку судом дана надлежащая правовая оценка данному обстоятельству и сделан обоснованный вывод о том, что Управление финансов и налоговой политики администрации Орловской области является уполномоченным органом в принятии решения об изменении срока уплаты налога.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, им дано надлежащее правовое обоснование, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 21.11.06 г. Арбитражного суда Орловской области и постановление от 20.03.07 г. Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-4283/06-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления ФНС по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод налогового органа о несвоевременном перечислении обществом налога на доходы физических лиц и начислении в связи с этим пени на основании ст. 75 НК РФ обоснованно отклонен судом в связи со следующим.
...
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
...
Согласно п. 1 ст. 61, ст. 64 НК РФ предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты налога переносит срок уплаты налога на более поздний срок.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в силу ст. 75 НК РФ у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени на отсроченную (рассроченную) задолженность."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 сентября 2007 г. N А48-4283/06-6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании