город Москва |
|
25 марта 2024 г. |
Дело N А40-96766/23-92-774 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "АгроАспект": Еремина В.А. (дов. N 78525766/2022 от 25.08.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управы района Царицыно города Москвы: Мешковой Е.П. (дов. от 20.03.2024 г.);
от третьего лица ГБУ МФЦ города Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 20 марта 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управы района Царицыно города Москвы
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2023 г.,
по делу N А40-96766/23-92-774
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроАспект"
к Управе района Царицыно города Москвы
о признании незаконным бездействия,
третье лицо: государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы",
УСТАНОВИЛ: 30 ноября 2022 г. общество с ограниченной ответственностью "АгроАспект" (далее - ООО "АгроАспект", общество, заявитель) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) района Даниловский города Москвы обратилось с заявлением в Управу района Царицыно города Москвы (далее - Управа) о предоставлении компенсации административного штрафа в форме гранта на основании постановления Правительства города Москвы от 24 мая 2022 г. N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" (далее - Постановление N 921-ПП) в размере 150 000 руб., эквивалентной сумме штрафа, оплаченного обществом по постановлениям Нагатинского районного суда города Москвы от 05 июля 2021 г. по делу N 5-20.6.1-1939/2021 и от 04 августа 2021 г. по делу N 5-20.6.1-2106/2021 (регистрационный номер заявления 2226796-2022).
Ссылаясь на непринятие Управой в установленные сроки решения о предоставлении компенсации в форме гранта или об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта, ООО "АгроАспект" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Управы, выразившегося в нарушении срока для рассмотрения обращения общества о предоставлении государственной услуги "Выдача решения о выплате компенсации в форме гранта в целях дополнительных мер поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве" и обязании оказать государственную услугу "Выдача решения о выплате компенсации в форме гранта в целях дополнительных мер поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2023 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2023 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2023 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управы, выразившееся в нарушении срока для рассмотрения обращения о предоставлении государственной услуги. Суд обязал Управу в тридцатидневный срок с даты вступления постановления в законную силу выдать решение о выплате компенсации в форме гранта в целях дополнительных мер поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве.
В кассационной жалобе Управа просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в его действиях оспариваемого бездействия, поскольку комплект документов, представленный обществом в МФЦ района Даниловский на предоставление компенсации в форме гранта из бюджета города Москвы, в Управу не поступал. При получении заявления и комплекта документов ООО "АгроАспект" от МФЦ района Даниловский по реестру от 01 декабря 2022 г. N 409946446304 ответственным сотрудником Префектуры Южного административного округа города Москвы (далее - Префектура ЮАО г. Москвы) были выявлены недостатки в представленном комплекте документов, отсутствовали надлежащим образом заверенные копии постановлений по делам об административных правонарушениях (отсутствовала синяя печать, отметка о заверении копии), в связи с чем документы с приложением акта о несоответствии сведений, указанных в реестре документов на отправку от 02 декабря 2022 г., были возвращены Префектурой ЮАО г. Москвы в МФЦ района Даниловский по реестру от 02 декабря 2022 г. N 136.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "АгроАспект" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
От ГБУ МФЦ города Москвы поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором вопрос об удовлетворении жалобы оставлен на усмотрение суда.
В заседании кассационной инстанции представитель Управы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "АгроАспект" против ее удовлетворения возражал.
Представитель ГБУ МФЦ города Москвы в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением N 921-ПП предусмотрена возможность получения юридическими лицами компенсаций штрафов, назначенных за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 921-ПП компенсация предоставляется в заявительном порядке при обращении в многофункциональные центры предоставления государственных услуг на территории города Москвы в срок не позднее 31 декабря 2022 г. с представлением постановления о назначении административного наказания в виде штрафа и документа, подтверждающего уплату штрафа.
Правом на получение мер поддержки обладают лица, указанные в пункте 2.1 Постановления N 921-ПП, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2.2 - 2.2.4 Постановления N 921-ПП.
Компенсация предоставляется в размере суммы штрафов, уплаченных до дня вступления в силу настоящего постановления (пункт 2.4 Постановления N 921-ПП).
Согласно пункту 2.7 Постановления порядок предоставления компенсации, в том числе форма заявления о предоставлении компенсации, утверждается Совместным приказом Главного контрольного управления города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамента торговли и услуг города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитетом государственного строительного надзора города Москвы по согласованию с Департаментом финансов города Москвы и Комитетом государственных услуг города Москвы.
Порядок предоставления мер поддержки регламентирован Совместным приказом от 26 мая 2022 г. N 30/22/61-02-212/22/ПР-95/22/210 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" (далее - Совместный приказ), согласно пункту 4 которого компенсация предоставляется на основании заявления о предоставлении компенсации по форме согласно приложениям 2, 3 к настоящему приказу (далее - заявление), подаваемого плательщиком административного штрафа, его представителем (далее - заявитель, представитель заявителя) через филиалы Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - МФЦ) по экстерриториальному принципу в органы исполнительной власти города Москвы, государственные казенные учреждения города Москвы, возбудившие (рассмотревшие) соответствующие дела об административных правонарушениях.
Пунктом 5 Совместного приказа определены документы, предоставляемые вместе с заявлением о предоставлении компенсации в МФЦ.
В силу пункта 9 Совместного приказа при подаче заявления работник МФЦ осуществляет прием и регистрацию заявления и документов с использованием автоматизированной информационной системы многофункциональных центров в день обращения с заявлением (подпункт 9.1); обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, передачу в течение трех рабочих дней заявления и документов на бумажном носителе в орган исполнительной власти города Москвы или государственное казенное учреждение города Москвы в соответствии с наименованием органа исполнительной власти города Москвы или государственного казенного учреждения города Москвы, указанным в решении суда либо постановлении о назначении административного штрафа (подпункт 9.2); отказывает заявителю в приеме заявления и выдает по требованию заявителя уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа при наличии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка. Взаимодействие органа исполнительной власти города Москвы, государственного казенного учреждения города Москвы с МФЦ осуществляется на основании заключаемых соглашений о взаимодействии (подпункт 9.3).
Согласно пункту 11.1 Совместного приказа орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы в течение 30 календарных дней для индивидуальных предпринимателей или 60 календарных дней для юридических лиц с момента подачи заявителем документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении компенсации в форме гранта или об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта.
В соответствии с пунктом 11.2 Совместного приказа при наличии оснований для отказа в предоставлении компенсации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка, орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы в срок 7 календарных дней со дня принятия решения об отказе направляет заявителю на адрес электронной почты (в случае отсутствия адреса электронной почты - на почтовый адрес), указанный в заявлении, уведомление об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта с указанием причин отказа.
Орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы также направляет копию уведомления об отказе в предоставлении компенсации в МФЦ по месту подачи заявителем заявления в срок не позднее одного рабочего дня с даты принятия решения об отказе (пункт 13 Совместного приказа).
Из подпункта 17.8 пункта 17 Совместного приказа следует, что органами исполнительной власти города Москвы, государственными казенными учреждениями города Москвы, осуществляющими принятие решения о предоставлении компенсаций в соответствии с настоящим Порядком, являются, в том числе Префектуры административных округов города Москвы (управы районов города Москвы).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку органом исполнительной власти допущено бездействие, выразившееся в нарушении срока для рассмотрения обращения общества о предоставлении государственной услуги "Выдача решения о выплате компенсации в форме гранта в целях дополнительных мер поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве" и принятия по нему решения о предоставлении компенсации в форме гранта или об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта.
Судом сделаны выводы о том, что при подаче заявления обществом был предоставлен полный комплект документов, предусмотренный пунктом 5 Совместного приказа, что подтверждается соответствующей распиской в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
Отклоняя доводы Управы о том, что в представленном обществом комплекте документов отсутствовали надлежащим образом заверенные копии постановлений по делам об административных правонарушениях (отсутствовала синяя печать, отметка о заверении копии), суд апелляционной инстанции указал на то, что положения Совместного приказа не устанавливают к предоставляемой копии постановления суда требований об обязательном наличии даты вступления его в законную силу, заверенной копии (синей печати). Достаточным является предоставление копии постановления органа исполнительной власти города Москвы (государственного казенного учреждения города Москвы) либо решения суда о назначении административного штрафа (пункт 5.2 Совместного приказа).
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2023 г. по делу N А40-96766/23-92-774 оставить без изменения, кассационную жалобу Управы района Царицыно города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2023 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2023 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управы, выразившееся в нарушении срока для рассмотрения обращения о предоставлении государственной услуги. Суд обязал Управу в тридцатидневный срок с даты вступления постановления в законную силу выдать решение о выплате компенсации в форме гранта в целях дополнительных мер поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве.
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2023 г. по делу N А40-96766/23-92-774 оставить без изменения, кассационную жалобу Управы района Царицыно города Москвы - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2024 г. N Ф05-4308/24 по делу N А40-96766/2023