г. Москва |
|
29 марта 2024 г. |
Дело N А40-173108/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Правдивцева Ильи Олеговича - извещен, не явился, представителя не направил,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу - Власенко Н.Ю. (представителя по доверенности от 09.01.2024),
рассмотрев 20.03.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
на решение от 20.09.2023
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 05.12.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-173108/2023
по заявлению Правдивцева Ильи Олеговича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Правдивцева Илья Олегович обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (далее -управление) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 27.07.2023 N ОО-77/18/3384.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и на несоответствие выводов судов о применении норм права установленным обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Правдивцев И.О., извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил.
В приобщении к материалам дела отзыва Правдивцева И.О. на кассационную жалобу управления отказано ввиду несоблюдения при подаче данного отзыва требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: не представлены документы, подтверждающие его направление управлению.
В удовлетворении поступившего в суд кассационной инстанции ходатайства Правдивцева И.О. о приостановлении производства по настоящему делу со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации заявления Вельдера А.Э. об оспаривании пункта 3 Постановления Правительство Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" отказано ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Изучив материалы дела, выслушав представителя управления, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, Правдивцев И.О. обратился в управление с заявлением о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с несоблюдением порядка доставки почтового отправления N 10724185005632, что является, по мнению Правдивцева И.О., нарушением требований подпункта "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234.
Согласно материалам, приложенным Правдивцевым И.О. к обращению, и данным Общероссийской автоматизированной системы учета и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений (ОАСУ РПО), почтовое отправление N 10724185005632 поступило 12.07.2023 в доставочное ОПС Москва 107199, и 21.07.2023 было вручено адресату по извещению ф. 22, оформленному в день его обращения в ОПС.
Определением от 27.07.2023 N 00-77/18/3384 управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении.
Управление указало, что на основании части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении за нарушение требований подпункта "в" пункта 46 названных Правил может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), и оформления их результатов. Положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) ограничены правовые основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (проверок). Поступившее в управление обращение Правдивцева И.О. не является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении оператора связи АО "Почта России".
Не согласившись, Правдивцев И.О. оспорил определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 27.07.2023 в судебном порядке.
Признавая подлежащим удовлетворению заявление Правдивцева И.О., суды первой и апелляционной инстанций указал, что положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Постановления N 336 не содержат каких-либо правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, выявленных не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Постановление N 336 не отменяет обязательных правил, установленных КоАП РФ. В связи с этим в случае, если вменяемое обществу в вину нарушение выявлено в ходе рассмотрения материалов, поступивших из административного органа или от гражданина, орган вправе провести проверку и возбудить дело об административном правонарушении.
Таким образом, как отметили суды, управление обязано было оценить заявление Правдивцева И.О. и представленные Правдивцевым И.О. документы на предмет того, является ли это заявление поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, и содержат ли они достаточные данные о наличии признаков административного правонарушения. При этом окончательное установление в действиях АО "Почта России" состава административного правонарушения и квалификация нарушения являются исключительной компетенцией управления по результатам рассмотрения всех материалов дела об административном правонарушении, полученных в процессе административного производства в порядке, установленном КоАП РФ.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.
Ранее применение положений КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении не было связано с законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Между тем в последующем был принят Федеральный закон от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 290-ФЗ), которым применение положений КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении было увязано с законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Законом N 290-ФЗ в статью 28.1 КоАП РФ была включена часть 3.1 (дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса), части 3.2-3.4 и изменена редакция примечания к статье 28.1 к КоАП РФ (изложена в следующем виде: положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
При этом положения части 3 статьи 28.1 КоАП РФ в редакции Закона N 290-ФЗ были изложены в следующем виде: дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
То есть часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ в прежней редакции была дополнена словами "за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи".
В данном случае, как следует из судебных актов, речь идет о заявлении гражданина, содержащего данные, указывающие на событие административного правонарушения, то есть о пункте 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
В связи с этим при рассмотрении спора подлежала применению нормы части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Пунктом 2 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Закона N 248-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.12.2022 N 519-ФЗ пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ стал предусматривать норму о том, что Правительство Российской Федерации вправе принимать такие решения в 2022 и 2023 годах).
Исходя из данных положений Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым в пункте 3 установило, что в 2022-2024 годах (с учетом последующих изменений) в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по указанным в пункте 3 основаниям.
С началом применения положений статьи 28.1 КоАП РФ в редакции Закона N 290-ФЗ (25.07.2022) должны учитываться особенности возбуждения дела об административных правонарушениях, введенные данным Законом.
При этом пункт 3 части 3 статьи 1 Закона N 248-ФЗ, предусматривающий норму о том, что для целей данного Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся, производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, не может трактоваться как исключающий применение положений статьи 28.1 КоАП РФ в новой редакции.
В данном случае идет речь именно о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с этими положениями КоАП РФ. Судами установлено, что оспариваемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении принято 27.07.2023, то есть после 25.07.2022.
При этом, как следует из судебных актов, под основания и случаи, предусмотренные в качестве исключения в статье 28.1 КоАП РФ и пункте 3 Постановления N 336, рассматриваемые по делу отношения с участием Правдивцева И.О. и АО "Почта России" не подпадают.
Как указано в Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2022 N АПЛ22-503 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ в статью 28.1 КоАП РФ, анализ приведенных законоположений позволяет прийти к выводу о том, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Отмечено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 названной статьи).
С учетом указанного содержания оспариваемого определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оснований для вывода о его незаконности у судов не имелось.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм материального права с принятием по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Правдивцева И.О.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А40-173108/2023 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил ранее принятые решения о признании незаконным отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, указав на необходимость проведения контрольного мероприятия перед возбуждением дела. Суд установил, что заявление гражданина не является достаточным основанием для возбуждения дела без проверки и оформления результатов контрольного действия.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2024 г. N Ф05-4339/24 по делу N А40-173108/2023