г. Москва |
|
1 апреля 2024 г. |
Дело N А40-235103/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 01.04.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Аталиковой З.А., Беловой А.Р.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы: Кириленко Н.Р. по дов. от 18.12.2023,
от Правительства Москвы: Кириленко Н.Р. по дов. от 13.10.2023,
от ИП Гасанова Рафика Гасан Оглы: Лубенская А.Ю. по дов. от 28.08.2022,
от иных лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А40-235103/2022
по иску Департамента городского имущества города Москвы; Правительства Москвы
к индивидуальному предпринимателю Гасанову Рафику Гасан Оглы
о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Гасанову Рафику Гасан Оглы (далее - ответчик) о признании антресоли общей площадью 107 кв. м, Здания с кадастровым номером 77:09:0005014:1030, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 31, стр. 9, самовольной постройкой; об обязании ответчика в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда привести Здание с кадастровым номером 77:09:0005014:1030, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 31, стр. 9, в первоначальное состояние согласно технической документации ГБУ МосгорБТИ на 01.02.2002, путем сноса (демонтажа) антресоли общей площадью 107 кв. м, Здания с кадастровым номером 77:09:0005014:1030, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно части 3 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) осуществить мероприятия по сносу (демонтажу) самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ответчика расходов; признании зарегистрированного права собственности ответчика на антресоль общей площадью 107 кв. м, Здания с кадастровым номером 77:09:0005014:1030, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 31, стр. 9, отсутствующим; обязании ответчика в месячный срок освободить земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, вл. 31, стр. 9, от антресоли общей площадью 107 кв. м, Здания с кадастровым номером 77:09:0005014:1030, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно части 3 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости осуществить мероприятия по сносу объекта с дальнейшим возложением на ответчика расходов; обязании ответчика в месячный срок с момента сноса антресоли общей площадью 107 кв. м, провести техническую инвентаризацию Здания с кадастровым номером 77:09:0005014:1030, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 31, стр. 9, а также обеспечить постановку объекта на государственный кадастровый учет, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно части 3 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право Правительству Москвы в лице уполномоченного органа осуществить мероприятия по технической инвентаризации объекта и постановке объекта на государственный кадастровый учет с дальнейшим возложением на ответчика расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Госинспекция по недвижимости, Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истцы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, и направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Третьи лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель истцов доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представитель ответчика против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Госинспекцией по недвижимости в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, вл. 31, стр. 9, выявлен объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации.
Земельный участок площадью 511 кв. м с кадастровым N 77:09:0005014:4385 предоставлен в аренду ответчику по договору от 03.02.2020 N М-09-055081 для организации предприятия общественного питания сроком по 06.11.2068. Договор аренды действует.
Актом Госинспекции по недвижимости от 15.06.2022 N 9093175 установлено, что на земельном участке учтено одноэтажное здание с антресолями и подвалом с кадастровым номером 77:09:0005014:1030 общей площадью 579,6 кв. м, 1892 года постройки, которое оформлено в собственность ответчика (запись ЕГРП N 77:09:0005014:1030-77/051/2020-2 от 24.08.2020).
По данным ГБУ МосгорБТИ по состоянию на 01.02.2002 площадь здания составляла 473 кв. м, площадь антресоли 1 этажа составляла 54,3 кв. м, высота 1 этажа составляла 5,55 метра.
В соответствии с данными ГБУ МосгорБТИ по состоянию на 28.04.2005 в здании учтена дополнительная антресоль 1 этажа (помещение III) площадью 107 кв. м и площадь антресолей 1 этажа составила 157,9 кв. м, площадь здания составила 579,6 кв. м, высота комнат помещения II 1 этажа здания изменилась (уменьшилась, в связи с дополнительной антресолью): в комнатах 4-14 составила 2,37 и 2,68 метра, в комнате составила 4,00 метра, в комнатах 15,16 составила 4,7 метра.
В результате реконструкции здания возведена антресоль 1 этажа площадью 107 кв. м, которая вошла в общую площадь здания. Площадь здания увеличилась с 473 кв. м до 579,6 кв. м.
Земельный участок под цели строительства (реконструкции) данного объекта в установленном порядке не предоставлялся.
Таким образом, антресоль общей площадью 107 кв. м здания с кадастровым номером 77:09:0005014:1030, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 31, стр. 9, обладает признаками самовольного строительства.
Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление Правительства Москвы N 819-ПП) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для ей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Антресоль общей площадью 107 кв. м здания с кадастровым номером 77:09:0005014:1030, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 31, стр. 9, в установленном порядке включено в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП под номером 4568.
Земельный участок по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, вл. 31, стр. 9 находится в собственности субъекта РФ - города Москвы (не разграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва на основании статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Истцы указали, что вышеуказанный объект был возведен ответчиком без законных оснований и соответствующей исходно-разрешительной документации на строительство, в связи с чем обратились с иском в суд.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2023 по настоящему делу была назначена судебная комиссионная строительно-техническая экспертиза.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению N 606/23 от 07.09.2023 увеличение площади произошло в результате проведения реконструкции здания с элементами капитального ремонта инженерных коммуникаций.
В результате проведенных строительных работ образованы следующие помещения: в подвале: кладовая 28,5 кв. м, мясо-рыбный цех 7,5 кв. м, овощной цех 6,2 кв. м, коридор 8,1 кв. м; на первом этаже: лестница 4,2 кв. м, кухня 48,1 кв. м, кладовая 2,2 кв. м, моечная 7,2 кв. м, уборная 1,8 кв. м, коридор 19,2 кв. м, умывальная 9,8 кв. м, уборная 1,7 кв. м, уборная 2,0 кв. м, уборная 1,1 кв. м, уборная 4,6 кв. м, коридор 4,6 кв. м, помещение охраны 1,8 кв. м; на первом этаже (второй ярус): пом. подсобное 12,9 кв. м, склад 11,6 кв. м, цех 26,2 кв. м, коридор 4,8 кв. м, помещение подсобное 5,2 кв. м, помещение подсобное 8,8 кв. м, коридор 15,8 кв. м, лестница 3,3 кв. м, помещение подсобное 2,0 кв. м, коридор 12,8 кв. м, лестница 3,6 кв. м; на втором этаже: раздевалка 20,4 кв. м, раздевалка 23,2 кв. м, душевая 1,8 кв. м.
Все работы проводились в существующих габаритах здания, не выходя за пределы наружных стен, соответственно, характеристики здания, определяемые габаритами здания (высота, этажность, площадь застройки, объем), не изменились.
В результате проведения работ общая площадь здания увеличилась на величину образованных на антресоли помещений, а именно на 107 кв. м.
Строительные конструкции помещений и здания в целом, а также объемно-планировочные решения соответствуют строительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим требованиям к помещениям и зданиям, устанавливаемом действующими нормативно техническими документами.
Нарушения, допущенные при производстве работ, выражаются в отсутствие соблюдения порядка согласований с уполномоченными организациями при организации производства и приемки строительных работ.
Учитывая проводимые работы по реставрации фасада и кровли здания, принимая во внимание техническое состояние несущих и ограждающих конструкций помещений и здания в целом, эксперты сделали вывод о том, что здание с возведенными помещениями, расположенными на антресоли, не несет угрозу жизни и здоровью граждан.
Приведение помещений здания в первоначальное состояние возможно путем демонтажа (сноса) строительных конструкций образованных помещений подвала, антресоли, первого и второго этажа и демонтажа коммуникаций. Имеющиеся планировочные решения внутренних помещений внутри объекта не позволяют технически выполнить работы по демонтажу.
Исследовав экспертное заключение, суд первой инстанции признал его надлежащим и достоверным доказательством.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, распоряжением Префекта Северного Административного округа от 27.08.2003 года N 6001 разрешено проведение перепланировки помещения находящегося по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 31, стр. 9, согласно рабочему проекту разработанным ООО "Формат СВ", на основании технического заключения ООО Фирма "Стройстарт" согласованным: АПУ САО, заключение N 215/304 от 19.05.2003; ЦГСЭН в САО, заключение N 2-4-10/256-43/4 от 07.05.2003; УГПС САО, N 1602 от 17.04.2003; управой района Беговой от 06.03.2003; распоряжение Мэра N 378-РМ от 11.04.2000, протокол N 5/03 от 20.06.2003 межведомственной комиссии.
На Северное ТБТИ возложена обязанность внести изменения в учетно-техническую документацию. В результате перепланировки площадь здания увеличилась до 579,6 кв. м.
В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (действующего в период технической инвентаризации здания), одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности.
Таким образом, перепланировка помещений в здании произведена на основании распоряжения префекта Северного административного округа от 07.12.2001 N 7105 с учетом предоставленных Межведомственной комиссии при префектуре Северного административного округа г. Москвы проекта, разработанного ООО "Формат СВ", согласованного со службами округа и города. Последующая перепланировка помещений, произведена на основании рабочего проекта и технического заключения, разработанного ООО Фирма "Стройстарт", согласованного со службами округа и города, на основании распоряжения префекта Северного административного округа от 27.08.2003 года N 6001.
Спорное нежилое здание расположено на земельном участке площадью 551 кв. м по адресному ориентиру: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 31, стр. 9. Изначально Земельный участок был предоставлен в пользование АО Спортивно-развлекательный центр "Асгард" для эксплуатации ресторана по договору аренды от 03.02.2020 N М-09-055081. Дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от 03.02.2020 N М-09-055081 участок перешел в пользование ответчику. При заключении указанного договора аренды на земельном участке находилось здание общей площадью 579,6 кв. м (п. 1.5 Договора), которое не признавалось Департаментом самовольным строением. Новым собственником здания не было допущено каких-либо нарушений в использовании земельного участка с момента перехода права пользования. По сведениям технической документации назначение спорного здания под "общественное питание", что соответствует цели предоставления в аренду земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции посчитал, что выводы о наличии самовольно возведенной антресоли площадью 107 кв. м к зданию в акте Госинспекции по недвижимости от 15.06.2022 не соответствуют приведенным выше доказательствам.
Согласно экспликации и поэтажному плану, а также выписке из технического паспорта на Здание Северного территориального бюро технической инвентаризации города Москвы по состоянию на 28.04.2005 была зафиксирована оспариваемая истцами антресоль. Экспликация и поэтажный план, а также выписка из технического паспорта на Здание подтверждают, что на 28.04.2005 оспариваемое помещение уже существовало в Здании.
Право собственности на спорные помещения было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 19.08.2010 г.
На основании выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости дата присвоения кадастрового номера 27.05.2012.
Комитетом по Культурному наследию города Москвы была проведена экспертиза Здания согласно уведомлению N 16-03-374/8-(161) от 22.06.2009 о выявленном объекте культурного наследия.
Дата вынесения акта государственной историко-культурной экспертизы - 30.06.2016.
Кроме того, здание является объектом культурного наследия, в связи с чем невозможно выполнить работы по демонтажу антресоли без нанесения ущерба конструкциям здания, которые являются объектами охраны.
В данном случае Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что истцы не представили доказательств, каким образом сохранение спорного объекта нарушает их права и интересы.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиком было заявлено о пропуске истцами срока исковой давности.
Поскольку истцы не являются фактическими владельцами земельного участка (был передан ответчику в аренду, по истечении срока аренды не изымался, находится в фактическом владении и пользовании ответчика), в данном случае требование истцов об освобождении земельного участка от самовольной постройки не может быть квалифицировано в качестве негаторного (ст. 304 ГК РФ), в связи с чем, к такому требованию подлежат применению общие правила об исковой давности (с учетом п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143).
Согласно пункту 6 информационного письма Президиума ВАС РФ N 143 исковая давность не распространяется на требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком.
Поскольку истец, считающий себя собственником спорного земельного участка, фактически им не владеет, вопрос о правомерности возведения без его согласия спорной постройки мог быть разрешен либо при рассмотрении виндикационного иска, либо после удовлетворения такого иска. Следовательно, если подобное нарушение права собственника или иного законного владельца земельного участка соединено с лишением владения, то требование о сносе постройки, созданной без согласия истца, может быть предъявлено лишь в пределах срока исковой давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).
Срок исковой давности по искам уполномоченного органа о сносе объекта самовольного строительства начинается с даты технической инвентаризации и (или) с даты внесения записи о праве собственности на объект в ЕГРН. Указанная позиция основывается на том, что органы исполнительной власти, на которые возложены обязанности по контролю за строительством и которые для надлежащего осуществления этих обязанностей наделены различными контрольными полномочиями, имеют возможность в пределах срока исковой давности получать сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на спорный объект (Определение ВС РФ от 14.02.2022 N 305-ЭС21-28046 по делу N А40-220759/2019; Определение ВС РФ от 07.06.2021 N 305-ЭС21-7344 по делу N А40-29996/2018; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25.12.2019 N 305-ЭС19-18665 по делу N А40-116882/2017).
Истцами по делу выступают органы исполнительной власти, на которые в силу закона возложены обязанности по контролю за соответствием строительства требованиям, установленным в разрешении, и которые для надлежащего осуществления этих обязанностей наделены различными контрольными полномочиями, в связи с чем, имеют возможность получать сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на спорный объект.
На основании экспликации и поэтажного плана, а также выписки из технического паспорта на Здание Северного территориального бюро технической инвентаризации города Москвы по состоянию на 28.04.2005 была зафиксирована оспариваемая истцами антресоль.
Указанные документы подтверждают, что на 28.04.2005 оспариваемое помещение уже существовало в здании.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости дата присвоения кадастрового номера 27.05.2012.
2009 года Комитетом по культурному наследию города Москвы предыдущему собственнику Здания ЗАО Спортивно-развлекательный центр "Асгард" отправлено уведомление N 16-03-374/8-(161) о выявленном объекте культурного наследия.
16.05.2016 ГКУ "Мосреставрация" была проведена экспертиза с целью обоснования принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения. Заказчиком для проведения экспертизы были предоставлены, в том числе, документы БТИ. Дата вынесения акта государственной историко-культурной экспертизы 30.06.2016.
Согласно Главе 2 "Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в целях выявления фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков Префектуры административных округов города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы при выявлении в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, в 2-дневный срок направляют соответствующую информацию в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Таким образом, срок предъявления истцом исковых требований истек не позднее 30.06.2019.
Исковое заявление было подано истцами в суд 27.10.2022, то есть за пределами срока исковой давности.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А40-235103/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил исковые требования о сносе самовольной постройки, установив, что объект был возведен с соблюдением всех необходимых согласований и не нарушает права истцов. Судебная экспертиза подтвердила законность перепланировки, а истцы не представили доказательства нарушения своих прав. Кроме того, срок исковой давности истек, что также стало основанием для отказа в удовлетворении иска.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2024 г. N Ф05-4171/24 по делу N А40-235103/2022