город Москва |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А40-132632/23-122-1060 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Ритуал-Сервис": Барановой И.Д. (дов. от 03.10.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московского УФАС России: Мхитарова К.Г. (дов. N ЕС-158 от 29.12.2023 г.);
от третьего лица ГБУ "Ритуал": не явились, извещены;
рассмотрев 09 апреля 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Ритуал-Сервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2023 г.,
по делу N А40-132632/23-122-1060
по заявлению закрытого акционерного общества "Ритуал-Сервис"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконным решения от 20 апреля 2023 г. N НП/17383/23,
третье лицо: государственное бюджетное учреждение города Москвы "Ритуал",
УСТАНОВИЛ: по результатам рассмотрения заявления закрытого акционерного общества "Ритуал-Сервис" (далее - ЗАО "Ритуал-Сервис", общество, заявитель) (вх. от 20 марта 2023 г. N 17589-ЭП/23) по вопросу правомерности порядка получения государственным бюджетным учреждением города Москвы "Ритуал" (далее - ГБУ "Ритуал", учреждение, третье лицо) сведений об умерших (погибших) на территории города Москвы, а также осуществления учреждением консультационного обслуживания по вопросам оказания ритуальных услуг посредством телефонных звонков, Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) принято решение, оформленное письмом от 20 апреля 2023 г. N НП/17383/23, об отсутствии оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Считая свои права нарушенными, ЗАО "Ритуал-Сервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России о признании незаконным указанного решения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ "Ритуал".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2023 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Ритуал-Сервис" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на необоснованный отказ антимонопольного органа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку учреждение незаконно использует данные родственников умерших (погибших) в коммерческих целях, что является актом недобросовестной конкуренции.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "Ритуал-Сервис" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Московского УФАС России против ее удовлетворения возражал.
Представитель ГБУ "Ритуал" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ЗАО "Ритуал-Сервис" и Московского УФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентировано положениями главы 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства определен статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции установлено, что к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции и устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (часть 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.
В случае отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела (часть 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу приведенных норм основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что решение антимонопольного органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку по итогам проведения проверки антимонопольным органом не установлено оснований, предусмотренных частью 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Судами сделаны выводы об отсутствии доказательств, свидетельствующих о получении преимущества ГБУ "Ритуал" при осуществлении предпринимательской деятельности, возможности причинения оспариваемыми действиями убытков заявителю либо вреда его деловой репутации.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, а в отношении города федерального значения Москвы полномочия органов местного самоуправления могут быть отнесены к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом города Москвы от 04 июня 1997 г. N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве" организация похоронного дела в городе Москве отнесена к компетенции Правительства Москвы.
ГБУ "Ритуал" создано на основании распоряжения Правительства Москвы от 27 января 2015 г. N 29-РП "О реорганизации Государственного унитарного предприятия города Москвы по специализированному обслуживанию населения "Ритуал" для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы полномочий города Москвы в сфере похоронного дела.
Согласно Порядку взаимодействия медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы с Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Ритуал" по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) в морги и вывозу неопознанных и невостребованных тел (останков) умерших (погибших) для захоронения, кремации, утвержденного совместным распоряжением Департамента торговли и услуг города Москвы и Департамента здравоохранения города Москвы от 24 декабря 2021 г. N 656/5005-р (далее - распоряжение N 656/5005-р) при обнаружении тела (останков) умершего (погибшего) вне стационара, врач (фельдшер) медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, сообщает в диспетчерскую службу отдела по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) ГБУ "Ритуал" сведения об умершем (погибшем) для организации транспортировки тела с места смерти в морг.
Отклоняя доводы общества о том, что положения распоряжения N 656/5005-р наделяют преимуществом ГБУ "Ритуал" в границах города Москвы по первоочередному получению информации об умерших (погибших) в целях дальнейшего навязывания услуг по их погребению, суды указали на то, что в соответствии с вышеуказанным распоряжением информация об умершем (погибшем) передается врачом (фельдшером) медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы в ГБУ "Ритуал" в целях исполнения учреждением возложенных на него функций по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) с места смерти в морги.
Пунктом 8.2.1 Порядка организации похоронного дела в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08 апреля 2008 г. N 260-ПП (далее - Порядок N 260-ПП), предусмотрено, что ГБУ "Ритуал" осуществляет бесплатную транспортировку тел (останков) умерших (погибших) от места их смерти в медицинские организации (морги (трупохранилища) государственной системы здравоохранения города Москвы. Во всех остальных случаях транспортировка тел умерших (погибших) осуществляется на платной основе специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Постановлением Правительства Москвы от 05 декабря 2017 г. N 941-ПП "О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ государственными учреждениями города Москвы" утвержден порядок формирования государственного задания и доведения его до государственного бюджетного учреждения.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 05 декабря 2017 г. N 941-ПП государственное задание выполняется государственными учреждениями города Москвы.
Согласно указанному порядку государственное задание формируется и утверждается органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственное учреждение, на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В государственное задание включаются государственные услуги (работы), которые являются основными видами деятельности государственных учреждений города Москвы и которые финансируются за счет бюджетных средств в форме субсидии.
На основании указанных правовых актов города Москвы в состав государственного задания ГБУ "Ритуал" включено выполнение государственной работы по транспортировке (перевозке) тел (останков) умерших (погибших). Сведения об утвержденном государственном задании для ГБУ "Ритуал" размещены на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях - https://bus.gov.ru.
Издание распоряжения N 656/5005-р направлено исключительно на обеспечение возможности исполнения ГБУ "Ритуал" государственного задания по осуществлению безвозмездной транспортировки тел (останков) умерших (погибших) в границах города Москвы, а сведения об умерших (погибших) на территории города Москвы поступают в ГБУ "Ритуал", в том числе путем переадресации звонков граждан совершенных на единый номер "112".
При этом Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 (далее - Положение N 958), утвержден порядок создания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
ГБУ "Ритуал" является участником информационного взаимодействия с системой "112", как и другие экстренные оперативные службы города Москвы и органы повседневного управления силами и средствами Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что соответствует Положению N 958 и не может быть расценено в качестве акта недобросовестной конкуренции по отношению к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою предпринимательскую деятельность в рассматриваемой сфере.
При поступлении звонков по единому номеру "112" осуществляется прием сведений о происшествиях и их типизация для незамедлительной переадресации поступающих запросов участникам информационного взаимодействия. В случае необходимости оказания консультации по вопросам, связанным с погребением умерших, система "112" осуществляет переадресацию обращений граждан по смертельным случаям в ГБУ "Ритуал" как участнику информационного взаимодействия.
Ссылки общества на то, что использование учреждением данных родственников умерших (погибших) в коммерческих целях является актом недобросовестной конкуренции и ущемляет права иных участников рассматриваемого конкурентного рынка, отклонены судами с указанием на то, что по данным ГБУ "Ритуал", представленным в адрес антимонопольного органа, взаимодействие с родственниками, иными лицами, присутствующими при констатации факта смерти, осуществляется учреждением в соответствии с распоряжением N 656/5005-р, которым не предусмотрено консультирование ГБУ "Ритуал" родственников и иных лиц, присутствующих при констатации смерти. Согласно сведениям ГБУ "Ритуал", консультационное обслуживание по вопросам похоронного дела в рамках выполнения утвержденного государственного задания осуществляется учреждением только по запросам заявителей, самостоятельно позвонивших в ГБУ "Ритуал" или пришедших на личный прием.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2023 г. по делу N А40-132632/23-122-1060 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Ритуал-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил жалобу на решение антимонопольного органа, признав его действия законными. Заявитель утверждал, что учреждение использует данные о deceased в коммерческих целях, что нарушает антимонопольное законодательство. Однако суды первой и апелляционной инстанций установили отсутствие доказательств недобросовестной конкуренции и не усмотрели оснований для удовлетворения требований. Кассационная инстанция подтвердила законность предыдущих решений.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2024 г. N Ф05-5566/24 по делу N А40-132632/2023