г. Москва |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А40-184013/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,
судей: Гречишкина А.А., Нагорной А.Н.
при участии в заседании:
от ГКУ МО "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области": Талдытов А.З. д. от 01.06.23
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7): не явился
рассмотрев 23 апреля 2024 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2023 г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 г.
по делу N А40-184013/23
по заявлению ГКУ МО "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (далее -учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения ОСФР по г. Москве и Московской области (филиал N 7) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 08.08.2023 N 060S19230043928.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2023 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2023 по делу N А40-184013/23 оставлено без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с поданной кассационной жалобой ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития", в которой заявитель со ссылкой на незаконность судебных актов, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, применение закона, не подлежащего применению, просил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части взыскания штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп., не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном Интернет - сайте http://www.arbitr.ru.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании произведена замена судьи Каменской О.В. на судью Гречишкина А.А., о чем имеется определение от 23.04.2024 г.
Через канцелярию Арбитражного суда Московского округа от заинтересованного лица поступил отзыв на кассационную жалобу, который судом приобщен к материалам дела.
Представитель заявителя доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал, просил жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании вынесенного фондом в отношении учреждения акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 18.07.2023 N 060S18230038934, согласно которому фондом выявлено 368 нарушений, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за июнь 2023 года в отношении 302 застрахованных лиц Учреждения позже установленного срока, фондом вынесено решение N 060S19230043928 от 08.08.2023 о привлечении Страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования с назначением наказания в виде штрафа в размере 184 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя требования частично, суды первой и апелляционной инстанций отклонили доводы Учреждения об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, отметив, что согласно подпункту 2.3.4 пункта 2.3 Устава государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" для достижения целей деятельности, указанных в пункте 2.2 настоящего Устава, учреждение осуществляет подготовку отчетности по осуществленным социальным выплатам; поскольку обязанность по предоставлению сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР, возложена на ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития", то, соответственно, и ответственность, предусмотренная законом за несоблюдение сроков предоставления отчетности, возлагается на ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития". Более того, суды обратили внимание на то, что заявителем отчетность представлена в фонд самостоятельно, однако несвоевременно. Вместе с тем, порядок и сроки передачи данных, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета для своевременного предоставления их в Фонд, должны определяться лицом, на которое возложена обязанность по предоставлению этих сведений и лицами которые предоставляют эти сведения и являются вопросом внутреннего взаимодействия между ними. Снижая размер ответственности до 3 000 руб., суды установили, что примененный Фондом ее размер не отвечает признакам разумности и справедливости, тяжести совершенного правонарушения.
Между тем, суд не может согласиться с выводами судом по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Московской области от 14.06.2022 N 496-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Московской области от 07.02.2017 N 45-РП/5 "О перепрофилировании и переименовании государственного казенного учреждения Московской области "Областной центр социальной адаптации" Учреждение наделено полномочиями по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, патронажным воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям и усыновителям, в том числе по договорам возмездного оказания услуг, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Постановлением Правительства Московской области от 01.12.2022 N 1306/43 "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми" (далее - Порядок) определен механизм и условия назначения и выплаты за счет средств бюджета Московской области ежемесячного вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям несовершеннолетних детей, имеющим место жительства в Московской области (далее соответственно - вознаграждение, законный представитель).
Вознаграждение назначается каждому законному представителю, имеющему место жительства в Московской области, заключившему договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях либо договор о приемной семье, не предусматривающий выплаты вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц (далее - договор) (пункт 2 Порядка).
Вознаграждение назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - орган опеки и попечительства Московской области) по месту учета ребенка в беззаявительном (проактивном) порядке со дня заключения договора (пункт 3 Порядка).
Вознаграждение выплачивается законному представителю государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (пункт 4 Порядка).
Выплата вознаграждения прекращается на основании распоряжения Министерства социального развития Московской области (пункт 6 Порядка).
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка взаимодействие органа опеки и попечительства Московской области и Учреждения при перечислении вознаграждения осуществляется на основании соглашения (далее - Соглашение).
Пунктом 2.1 установлено, что Соглашение регулирует порядок взаимодействия Сторон по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, назначение и начисление которых производится окружными управлениями социального развития Министерства социального развития Московской области (ОУСР) посредством ЕАИС СОЦ МО и ИСПДн "Семья" (далее - выплаты).
Согласно пункту 3.1.1 Соглашения ОУСР обязано: назначать и начислять выплаты гражданам, в сроки установленные законодательством; в ИСПДн "Семья" формировать выплаты и направлять в Учреждение информацию необходимую для осуществления выплат в установленных форматах информационного обмена.
В соответствии с пунктом 5.9.2 Соглашения ОУСР несет ответственность за полноту и своевременность направления информации и сведений в Учреждение.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Пунктом 5 части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в Фонд сведения о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера), в том числе: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Между тем, судами установлено, что договоры с застрахованными лицами заключает и расторгает ОУСР, Учреждение осуществляет уплату налогов и страховых взносов в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе на основании данных, предоставленных ОУСР. Тем самым, Учреждение не является страхователем в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР, ввиду чего Учреждение не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной для страхователей.
По делу установлено, что спорные сведения, содержащиеся в отчетах ЕФС-1 за июнь 2023 года, за нарушение срока представления которых Учреждение привлечено к ответственности Фондом, представлены им не в отношении штатных сотрудников Учреждения, а в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР. Учреждение не является страхователем в отношении данных лиц, в связи с чем не может быть привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений в отношении них.
Привлекая Учреждение к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Фонд исходил из даты представления сведений, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 11 указанного закона (о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии), которые представляются страхователями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, без учета особенностей представляемых сведений, а также статуса представляющего их лица.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае судебная коллегия приходит к выводу о том, что Фондом не доказана правомерность привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обжалуемым решением N 060S19230043928 от 08.08.2023.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а обжалуемое решение Фонда N 060S19230043928 от 08.08.2023 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования подлежит признанию недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в полном объеме.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2023 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 г. по делу N А40-184013/23 - отменить.
Признать недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" решение филиала N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 08.08.2023 N 060S19230043928 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в полном объеме.
Председательствующий судья |
Ю.Л. Матюшенкова |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решение о привлечении учреждения к ответственности за несвоевременное представление отчетности, установив, что учреждение не является страхователем в отношении указанных лиц. Суд признал, что фонд не доказал правомерность привлечения к ответственности, поскольку ответственность за несвоевременное представление сведений возлагается на страхователя, а не на учреждение.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2024 г. N Ф05-4569/24 по делу N А40-184013/2023