г. Москва |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А40-173547/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.05.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.
при участии в заседании:
от государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области": Березкина И.А. по доверенности от 19.10.2023,
от Федеральной антимонопольной службы: Ратникова А.В. по доверенности от 27.11.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "ГРИВНА": извещено, представитель не явился;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области: извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по делу N А40-173547/23 по заявлению государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконным решения
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ГРИВНА", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - учреждение, ГКУ АО "УКС АО", заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 01.06.2023 по делу N П-152/23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ГРИВНА" (далее - ООО "ГРИВНА"), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2023 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 решение суда отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ГКУ АО "УКС АО" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России возражает против ее удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство требования кассационной жалобы поддерживает.
В судебном заседании представитель учреждения доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Представитель антимонопольного органа возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав явившихся представителей, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции, в ФАС России поступила информация от Управления Федеральной службы безопасности по Астраханской области о признаках нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в действиях заказчика при заключении государственного контракта от 21.04.2023 N 1 на выполнение работ по строительству объекта "Водоснабжение р.п. Ильинка Икряненского района Астраханской области" с ООО "Гривна".
По результатам внеплановой проверки ФАС России вынесено решение от 01.06.2023 по делу N П-152/23, согласно которому в действиях заказчика, заключившего контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) вместо проведения конкурентной процедуры при наличии возможности ее осуществления, установлено нарушение части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения с настоящим заявлением в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
На основании части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются: 1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме; 2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме; 3) запрос котировок в электронной форме.
Перечень оснований для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентированы частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Как установлено судами, 18.02.2023 заказчиком размещено извещение о проведении конкурентной закупки в форме открытого конкурса в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 360 581 506,10 руб. (номер извещения в ЕИС - 0325200006723000001) (далее - Конкурс) по предмету: выполнение работ по строительству объекта "Водоснабжение р.п. Ильинка Икряненского района Астраханской области".
По результатам рассмотрения жалобы ООО "ССМ" ФАС России в рамках данной закупки вынесено решение от 27.03.2023 по делу N 28/06/105-596/2023, согласно которому в действиях заказчика выявлены нарушения Закона о контрактной системе.
На основании данного решения Комиссией ФАС России выдано предписание от 27.03.2023 по делу N 28/06/105-596/2023, согласно которому субъектам контроля необходимо отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, а также внести изменения в извещение о проведении Конкурса в срок до 13.04.2023.
При этом на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, дата рассмотрения и оценки вторых частей на участие в Конкурсе - 16.03.2023.
ООО "Гривна" подавало заявку на участие в Конкурсе (идентификационный номер - 52), заявка которого признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения - "участник закупки в качестве подтверждения опыта установленного постановлением Правительства Российской Федерации N 2571 представил субподрядный контракт".
05.04.2023, 12.04.2023 заказчиком осуществлены действия по исполнению предписания и срок окончания подачи заявок продлен до 24.04.2023.
При этом 12.04.2023 заказчик отменяет извещение о проведении Конкурса.
14.04.2023 ООО "Гривна", чья заявка ранее была отклонена заказчиком, направляет в адрес заказчика предложение о заключении контракта на выполнение работ по строительству объекта "Водоснабжение р.п. Ильинка Икряненского района Астраханской области".
21.04.2023 Заказчик без проведения конкурентной процедуры заключил контракт с ООО "Гривна" на выполнение работ по строительству объекта "Водоснабжение р.п. Ильинка Икряненского района Астраханской области" на основании распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 17.04.2023 N 176 "Об осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика для обеспечения нужд Астраханской области".
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 069-09-2023-323 от 24.12.2022, положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 31.10.2016 N 381-П, протокол совещания по вопросу заключения контрактов в 2023 году в рамках федеральных проектов "Чистая вода" и "Оздоровление Волги" от 11.04.2023 N 536-ПРМ-ОШ, распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 17.04.2023 N 176 "Об осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика для обеспечения нужд Астраханской области", руководствуясь положениями части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П "О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ", постановления Правительства Астраханской области от 19.10.2022 N 505-П "О перечне объектов капитальных вложений на 2023 год и на весь период реализации объектов капитальных вложений" в рамках регионального проекта "Чистая вода (Астраханская область)", пришел к выводу, что заказчиком соблюдены все требования к проведению процедуры по заключению контракта, предусмотренные федеральным законодательством и изданными в целях его реализации нормативно-правовыми актами Астраханской области.
При этом суд исходил из того, что и федеральное, и региональное законодательство предусматривало неконкурентную процедуру заключения спорного контракта, с учетом социальной значимости объекта водоснабжения населенного пункта - поселка Ильинка.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд заказчика.
Как указал суд апелляционной инстанции, применение части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не должно становиться системным способом обхода требований Закона о контрактной системе, выраженное в произвольном поведении заказчика после объявленной им конкурентной процедуры определения поставщика.
Суд апелляционной инстанции указал, что заказчиком не представлено безусловного обоснования необходимости проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе не обоснована нецелесообразность проведения закупки конкурентным способом, не указана причинно-следственная связь между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, отсутствует обоснование необходимости заключения контракта ввиду защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также подтверждения срочности заключения контракта, и согласился с выводом антимонопольного органа об умышленном поведении заказчика, выраженном в намеренной отмене конкурентной закупки.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что закупка на выполнение работ по строительству объекта "Водоснабжение р.п. Ильинка Икряненского района Астраханской области" проводилась заказчиком изначально путем проведения конкурентных способов, следовательно, не носит исключительного и срочного характера.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признал оспариваемое решение законным, обоснованным, принятым в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя с выводами суда апелляционной инстанции не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, иная оценка обстоятельств не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по делу N А40-173547/23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд заказчика.
Как указал суд апелляционной инстанции, применение части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не должно становиться системным способом обхода требований Закона о контрактной системе, выраженное в произвольном поведении заказчика после объявленной им конкурентной процедуры определения поставщика.
...
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по делу N А40-173547/23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2024 г. N Ф05-5930/24 по делу N А40-173547/2023