г. Москва |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А41-30651/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: товарищества собственников недвижимости "БЕЛОРУССКАЯ 10" -
представитель Мякотин С.В. по доверенности от 1 февраля 2024 года;
от заинтересованного лица: Главного управления регионального государственного
жилищного надзора и содержания территорий Московской области -
представитель Крахоткин Д.Ю., по доверенности от 9 февраля 2024 года;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "УК РОДНОЙ ГОРОДОК" - представитель Глухов Д.А., по доверенности от 5 декабря 2023 года;
рассмотрев 14 мая 2024 года в судебном заседании кассационные жалобы
общества с ограниченной ответственностью "УК РОДНОЙ ГОРОДОК" и Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области
на решение от 6 октября 2023 года
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 18 декабря 2023 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-30651/2023
по заявлению товарищества собственников недвижимости "БЕЛОРУССКАЯ 10"
к Главному управлению регионального государственного жилищного надзора и
содержания территорий Московской области
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "УК РОДНОЙ ГОРОДОК"
о признании и об обязании,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "БЕЛОРУССКАЯ 10" (далее - заявитель, ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения N Р001-9488365508-67950272 от 7 марта 2023 года об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10" о внесении изменений в реестр лицензий Московской области от 23 января 2023 года N Р001-9488365508-67950272 в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: 143006, Московская область, Одинцовский г.о., г. Одинцово, ул. Белорусская, д.10; об обязании Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести в реестр лицензий Московской области сведения об изменении способа управления ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10" в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: 143006, Московская область, Одинцовский г.о., г. Одинцово, ул. Белорусская, д.10.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК РОДНОЙ ГОРОДОК" (далее - ООО "УК РОДНОЙ ГОРОДОК").
Решением Арбитражного суда Московской области от 6 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами управление и ООО "УК РОДНОЙ ГОРОДОК" обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить оспариваемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 20 марта 2024 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 14 мая 2024 года в связи с поступлением второй кассационной жалобы Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Одновременно с подачей кассационной жалобы ее заявителем заявлено ходатайство о замене Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на Главное управление регионального жилищного надзора и содержания территорий Московской области в порядке процессуального правопреемства.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2024 года произведена замена судьи Шевченко Е.Е. на судью Петропавловскую Ю.С.
Представители заявителей кассационных жалоб в судебном заседании настаивали на их удовлетворении.
Представитель ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10" возражал против удовлетворения кассационных жалоб, просил оставить обжалуемые судебные акты в силе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Рассмотрев ходатайство Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", суд кассационной инстанции полагает его подлежащим удовлетворению.
Заинтересованное лицо по делу - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" подлежит замене правопреемником - Главным управлением регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10" направлено заявление в управление о внесении изменений в реестр лицензий Московской области (уведомление об изменении способа управления и начале деятельности по управлению многоквартирным домом) с приложением дополнительных документов.
По результатам рассмотрения указанного заявления управлением принято решение от 7 марта 2023 года N Р001-9488365508-67950272 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10" и возврате заявления, в связи с несоответствием документов подпункту "а" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр (далее - Порядок).
Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10" в арбитражный суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10" был представлен полный пакет документов для принятия управлением решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Белорусская, д. 10.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции сделаны на основании правильного применения норм материального и процессуального права.
Частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Решение о внесении изменений в реестр лицензий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов в соответствии с требованиями Порядка.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается в том числе документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Суды первой и апелляционной инстанции констатировали: внеочередным общим собранием собственников помещений, проведенным в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом N 1, работа ООО "УК РОДНОЙ ГОРДОК" признана неудовлетворительной, договор управления многоквартирным домом расторгнут в одностороннем порядке собственниками помещений с 30 марта 2022 года (последний день осуществления деятельности); с 1 апреля 2022 года выбран способ управления - ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10".
Собственники провели повторное внеочередное общее собрание и собственников многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Белорусская, д. 10, в форме очно-заочного голосования с 11 марта 2022 года по 10 июня 2022 года, оформленное протоколом N 2 от 20 июня 2022 года, с аналогичной повесткой дня, которое является и самостоятельным собранием, и подтверждающим для ранее проведённого и оформленного Протоколом N 1 от 17 марта 2022 года общего собрания собственников, поскольку собственники повторно выразили свою волю по одним и тем же вопросам повестки дня. Размещение данных реестра отправок подтверждается просмотром протокола на ГИС ЖКХ с ЭЦП).
При этом судами указано, что решение общего собрания, оформленное протоколом N 2 от 20 июня 2022 года, оспаривалось собственниками в судебном порядке. Брежневу А.И. полностью отказано в заявленных исковых требованиях решением Басманного районного суда г. Москвы по гражданскому делу N02-3983/2022 от 22 декабря 2022 года, вступившим в законную силу.
На основании изложенного судами сделан вывод о том, что ТСН "БЕЛОРУССКАЯ 10" вместе с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, представило все необходимые документы в соответствии с требованиями, установленными Порядком.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что решение управления является незаконным.
Доводы кассационных жалоб управления и ООО "УК РОДНОЙ ГОРОДОК" были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие заявителей кассационных жалоб с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на Главное управление регионального жилищного надзора и содержания территорий Московской области в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда Московской области от 6 октября 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 года по делу N А41-30651/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что решение о отказе во внесении изменений в реестр лицензий нарушает права заявителя, поскольку все необходимые документы были представлены в полном объеме. Суд кассационной инстанции подтвердил законность предыдущих судебных актов, оставив их без изменения, и удовлетворение кассационных жалоб не нашел оснований.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 мая 2024 г. N Ф05-4925/24 по делу N А41-30651/2023