Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 ноября 2007 г. N А48-326/07-15
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 июля 2007 г. N А48-326/07-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - Д.А.M. - помощника ген. директора по правовым вопросам (дов. от 04.07.2007 г. б/н); от налогового органа - И.М.Т. - зам. начальника отдела (дов. от 08.11.2007 г. N 07-10), Б.А.Н. - ведущего специалиста-эксперта юр. отдела (дов. от 16.08.2007 г. N 07-14/09302),
рассмотрев кассационную жалобу Управления ФНС России по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.03.2007 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 г. по делу N А48-326/07-15, установил:
Открытое акционерное общество "О" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления ФНС РФ по Орловской области (далее - Управление ФНС РФ, налоговый орган) от 09.01.2007 г. N 1 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.01.2007 г. N 11, выставленного на основе названного решения Межрайонной ИФНС РФ N 2 по Орловской области (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.03.2007 г. заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Управление ФНС РФ просит отменить решение и постановление судов, полагая, что они приняты в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, Управлением ФНС РФ проведена повторная выездная налоговая проверка Общества по вопросам правомерности отражения расходов по содержанию оздоровительного лагеря в расходах по основному виду деятельности, использования средств целевого финансирования по назначению и правомерности их невключения в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г.
По результатам проверки составлен акт от 07.12.2006 г. N 4 и принято решение от 09.01.2006 г. N 1 о привлечении плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 446716,8 руб.
Указанным решением Обществу доначислено 2233584 руб. налога на прибыль, и 784370,02 руб. пени по налогу.
Инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.01.2007 г. N 11, которым налогоплательщику предложено до 26.01.2007 г. уплатить налог на прибыль, пени по налогу и штраф, включенные в решение от 09.01.2007 г. N 1.
Полагая, что названные ненормативные акты Инспекции не соответствуют требованиям законодательства о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, приняли обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 Кодекса.
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
В силу п. 1 ст. 248 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Пунктом 8 ст. 250 НК РФ определено, что внереализационными доходами признаются, в том числе, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.
В соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К. ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).
В п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ указано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Учитывая изложенное, суды обоснованно указали, что данные нормы налогового законодательства позволяют исключить средства целевого финансирования из состава доходов не только бюджетному учреждению, но и иному налогоплательщику, получившему указанные средства, которые были выделены бюджетному учреждению, и использовавшему данные средства по назначению, определенному источником финансирования.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы администрации Орловской области от 08.05.2001 г. N 223 утверждена "Целевая программа содействия занятости населения Орловской области на 2001-2003 годы" (Целевая программа), в рамках которой 04.02.2002 г. между Коллегией администрации Орловской области (администрация), Департаментом федеральной государственной службы занятости по Орловской области (инвестор), Государственным учреждением социально-деловой центр "И" (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключено Соглашение "О создании рабочих мест на территории Орловской области".
В соответствии с данным Соглашением инвестор в рамках Целевой программы финансирует налогоплательщика через "Заказчика" и "Администрацию" за счет средств федерального бюджета в сумме 9306600 руб. для подготовки основных рабочих строительных профессий, создания 180 новых рабочих мест, повышения эффективности существующих рабочих мест.
Управлением финансов и налоговой политики Администрации Орловской области, Департаментом федеральной государственной службы занятости по Орловской области, ОАО ООЦРО "Р", Государственным учреждением социально-деловой центр "И" и Обществом 21.01.2003 г. составлено Соглашение N 07-01 "О взаимозачете платежей и ассигнований из федерального бюджета", в соответствии с которым в рамках Соглашения от 04.02.2002 года "О создании рабочих мест на территории Орловской области" должны быть проведены зачеты за счет средств федерального бюджета в сумме 9306600 руб.
Судами установлено, что на расчетный счет налогоплательщика перечислены средства от ОАО ООЦРО "Развитие" в сумме 1600000 руб. (как погашение задолженности по Соглашению N 07-01 от 21.01.2003 г.) и составлены соглашения о взаимозачетах на сумму 7706600 руб.
Поскольку факт расходования указанных средств в соответствии с целями, на которые они были выделены, Управлением ФНС РФ не оспаривается и подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки исполнения условий дополнительного соглашения "О создании рабочих мест на территории Орловской области" от 18.12.2003 г., а также платежными поручениями, в графе "назначение платежа" которых, указано - "на финансирование за счет средств федерального бюджета в рамках "Целевые программы содействия занятости", судами сделан обоснованный вывод о том, что спорные средства являются средствами целевого финансирования, которые были выделены бюджетному учреждению, и впоследствии израсходованы Обществом на установленные источником финансирования цели.
Вместе с тем, особый порядок расчетов при реализации Целевой программы не меняет статуса и характера выделенных средств и не может служить основанием для признания данных средств в качестве доходов, учитываемых для целей налогообложения налогом на прибыль.
Принимая во внимание изложенное, решение от 09.01.2007 г. N 1 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.01.2007 г. N 11, выставленное на основе указанного решения Инспекцией, правомерно признаны судами недействительными.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, в полном объеме исследовались судами, не опровергают их выводов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что недопустимо на стадии кассационного рассмотрения дела в силу прямого указания ч. 2 ст. 287 АПК РФ.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения и постановления судов, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.03.2007 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2007 г. по делу N А48-326/07-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления ФНС России - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2007 г. N А48-326/07-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании