г. Москва |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А40-152207/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "ГАСТРОНОМ-69 "Т" - Кишкина И.С., представитель по доверенности от 21 мая 2024 года;
от заинтересованного лица: Департамента городского имущества города Москвы - Михнев М.П., представитель по доверенности от 11 декабря 2023 года;
рассмотрев 22 мая 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение от 6 сентября 2023 года Арбитражного суда города Москвы на постановление от 24 января 2024 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делуN А40-152207/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГАСТРОНОМ-69 "Т"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 6 сентября 2023 года признано недействительным и отменено решение Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) от 10 мая 2023 года N 33-5-44451/23-(0)-1 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Гастроном-69 "Т" (далее - ООО "Гастроном-69 "Т") в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003010:4.
Суд также обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Гастроном-69 "Т" в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, а именно оказать государственную услугу в рамках заявления общества о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 559 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, вл.91, стр.1, с кадастровым номером 77:06:0003010:4.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов, департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "Гастроном-69 "Т" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Гастроном-69 "Т" на основании судебных актов по делу N А40-22666/22 зарегистрировало право собственности на объект недвижимости площадью 379,2 кв.м (запись о регистрации от 18 октября 2022 года N 77:06:0003010:15201-77/051/2022-1), расположенный по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, вл.91, стр.1.
Между департаментом и ООО "Гастроном-69 "Т" 25 апреля 1996 года заключен договор аренды земельного участка N М-06-005169 (с доп. соглашением от 27 февраля 2006 года).
Предмет указанного договора составляет передача арендатору во временное владение и пользование земельного участка площадью 559 кв. м, кадастровый номер 77:06:0003010:4, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, вл.91, стр.1
Согласно сведениям из Публичной кадастровой карты земельный участок имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации некапитального объекта пункта приема стеклопосуды без права капитального строительства.
ООО "Гастроном-69 "Т" обратилось в департамент с заявлением на приватизацию вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 10 мая 2023 года N 33-5-44451/23-(0)-1 департамент отказал заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка с указанием на то, что фактический вид разрешенного использования земельного участка не соответствует тому, который указан в ЕГРН.
Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответсвии закону оспариваемого отказа.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судами установлено, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 77:06:0003010:4, с почтовым адресом: г. Москва, Ленинский пр-т, вл.91, стр.1, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 379,2 кв.м с кадастровым номером 77:06:0003010:15201, что свидетельствует об исключительном и законном праве на приобретение им в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:06:0003010:4.
В статье 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так согласно пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В ходе рассмотрения дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что департамент отказал в удовлетворении заявления общества о выкупе земельного участка со ссылкой на то, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Вместе с тем, с тем суды констатировали: принадлежащее заявителю, на праве собственности, указанное здание является результатом строительства и последующей реконструкции приемного пункта стеклотары, которая выполнена с соблюдение градостроительных регламентов и по согласованию с уполномоченными органами власти, что подтверждается решением Исполнительного комитета Октябрьского районного совета депутатов трудящихся гор. Москвы N 43/8 от 3 октября 1973 года, письмом ГлавАПУ г. Москвы от 21 ноября 1974 года N 218, письмом Торг "Гастроном" от 20 мая 1975 года N 6-03, Актом рабочей комиссии о приемке законченного строительством здания, сооружения от 20 января 1978 года, Справкой от 30 апреля 1992 года о включении пункта приема посуды площадью 250 кв.м в состав приватизируемого имущества (основных фондов), Актом приема-передачи от 7 октября 1993 года, планом ТБТИ по состоянию на 5 февраля 2008 года, письмом от 19 июня 1976 года, договором аренды N М-06-005169 от 25 апреля 1996 года, планами земельного участка с согласованиями отвода земельного участка под приемный пункт стеклопосуды.
Поскольку права заявителя на здание в том виде, в каком оно создано и эксплуатируется, возникло до 1998 года, до введения в действие градостроительных регламентов и ЗК РФ, то заявитель вправе использовать объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования.
Судами обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Частью 12 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ на органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа возложена обязанность до 1 января 2020 года внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором.
Из изложенного следует, что к 1 января 2020 года правила землепользования и застройки должны содержать наименования видов разрешенного использования, соответствующих Классификатору, правообладатели земельных участок также вправе привести в соответствие Классификатору наименования видов разрешенного использования.
В настоящем случае спорные правоотношения возникли в 2023 году, то есть после 1 января 2020 года.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции признали несостоятельным отказ департамента по указанному основанию, поскольку он противоречит положениям статьи 39.16 ЗК РФ.
Таким образом, у департамента не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем здания.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы департамента были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие департамента с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 6 сентября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2024 года по делу N А40-152207/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность, указав на наличие у заявителя исключительного права на его приобретение. Судебные инстанции установили, что фактическое использование земельного участка соответствует его разрешенному виду, а основания для отказа, указанные департаментом, не соответствуют нормам законодательства. Кассационная жалоба департамента оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2024 г. N Ф05-8735/24 по делу N А40-152207/2023