город Москва |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А40-85018/23-139-710 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Агроаспект": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управы района Зябликово города Москвы: Сумченко А.А. (дов. от 27.02.2024 г.);
от третьего лица Префектуры ЮАО г. Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 29 мая 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управы района Зябликово города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 г.
по делу N А40-85018/23-139-710
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроаспект"
к Управе района Зябликово города Москвы
о признании незаконным решения,
третье лицо: Префектура Южного административного округа города Москвы,
УСТАНОВИЛ: 26 декабря 2022 г. общество с ограниченной ответственностью "Агроаспект" (далее - ООО "Агроаспект", общество, заявитель) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) района Даниловский города Москвы обратилось в Управу района Зябликово города Москвы (далее - Управа) с заявлением о предоставлении компенсации административного штрафа в форме гранта на основании постановления Правительства города Москвы от 24 мая 2022 г. N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" (далее - Постановление N 921-ПП) (номер заявления 2400856-2022).
12 января 2023 г. Управой принято решение об отказе в предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы N 36-16-13/3 со ссылкой на положения пункта 12.1 приказа Главного контрольного управления города Москвы, Департамента торговли и услуг города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 26 мая 2022 г. N 30/22/61-02-212/22/ПР-95/22/210 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" (далее - Совместный приказ), в связи с обращением лица, не имеющего права на получение компенсационной выплаты (участником/учредителем ООО "Агроаспект" является юридическое лицо стран Республики Кипр и королевства Нидерландов, включенные в Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, утвержденного Правительством Российской Федерации от 05 марта 2022 г. N 430-р (далее - Перечень N 430-р).
Считая свои права нарушенными, ООО "Агроаспект" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управе о признании указанного решения незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управы от 12 января 2023 г. N 36-16-13/3. Суд обязал Управу в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о выплате единовременной компенсации в форме гранта для осуществления компенсации административных штрафов согласно Постановлению Правительства Москвы от 24 мая 2022 г. N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" в установленном законом порядке и сроки. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Агроаспект" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Управы поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Агроаспект" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Управы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Постановлением N 921-ПП предусмотрена возможность получения юридическими лицами компенсаций штрафов, назначенных за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 921-ПП компенсация предоставляется в заявительном порядке при обращении в многофункциональные центры предоставления государственных услуг на территории города Москвы в срок не позднее 31 декабря 2022 г. с представлением постановления о назначении административного наказания в виде штрафа и документа, подтверждающего уплату штрафа.
Правом на получение мер поддержки обладают лица, указанные в пункте 2.1 Постановления N 921-ПП, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2.2 - 2.2.4 Постановления N 921-ПП.
Компенсация предоставляется в размере суммы штрафов, уплаченных до дня вступления в силу настоящего постановления (пункт 2.4 Постановления N 921-ПП).
Согласно пункту 2.7 Постановления порядок предоставления компенсации, в том числе форма заявления о предоставлении компенсации, утверждается совместным приказом Главного контрольного управления города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамента торговли и услуг города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитетом государственного строительного надзора города Москвы по согласованию с Департаментом финансов города Москвы и Комитетом государственных услуг города Москвы.
Порядок предоставления мер поддержки регламентирован Совместным приказом, согласно пункту 2.2 приложения N 1 которого компенсация не назначаются и не выплачиваются: иностранным юридическим лицам; российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
В соответствии с пунктом 9.2 приложения 1 к Совместному приказу работник МФЦ при подаче заявления обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления, передачу в течение трех рабочих дней заявления и документов на бумажном носителе в орган исполнительной власти города Москвы или государственное казенное учреждение города Москвы в соответствии с наименованием органа исполнительной власти города Москвы или государственного казенного учреждения города Москвы, указанным в решении суда либо постановлении о назначении административного штрафа.
Перечень документов, наряду с заявлением, подлежащих предоставлению в уполномоченный орган, для целей предоставления компенсации, перечислен в пунктах 5.1 - 5.8 приложения 1 к Совместному приказу и носит исчерпывающий характер.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия Управой решения о предоставлении ООО "АгроАспект" единовременной компенсации в форме гранта из бюджета по заявлению общества от 26 декабря 2022 г. N 24000856-2022.
При этом судами установлено, что общество является российским юридическим лицом, созданным согласно законодательству Российской Федерации. Единственным акционером заявителя является ООО "Корпоративный Центр Икс 5" (информация об участии в уставном (складочном) капитале общества содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
ООО "Корпоративный Центр Икс 5" создано на территории Российской Федерации, согласно законодательству Российской Федерации, местонахождение данного общества также находится на территории Российской Федерации.
Указанные документы были предоставлены заявителем в составе поданного в МФЦ комплекта.
При обращении с соответствующим заявлением в Управу общество предоставило полный комплект документов, предусмотренный пунктами 5.1 - 5.8 приложения N 1 к Совместному приказу, а приведенные Управой доводы о наличии в числе бенефициаров учредителя общества иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действий, не подтверждено какими-либо доказательствами и имеющейся в ЕГРЮЛ информацией.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебные расходы распределены судом на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Управа приводит доводы, которые были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 декабря 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 г. по делу N А40-85018/23-139-710 оставить без изменения, кассационную жалобу Управы района Зябликово города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 г.
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2024 г. N Ф05-10915/24 по делу N А40-85018/2023