г. Москва |
|
6 июня 2024 г. |
Дело N А40-151649/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Городской Думы муниципального образования город Новороссийск - Савельевой А.Б. (представителя по доверенности от 13.05.2024),
от Федеральной антимонопольной службы - Воронина А.Н. (представителя по доверенности от 29.09.2023), Казакова М.Ю. (представителя по доверенности от 12.01.2024),
от Администрации муниципального образования город Новороссийск - Савельевой А.Б. (представителя по доверенности от 27.12.2023),
от Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края - извещен, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строй-Ресурс" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 29.05.2024 в судебном заседании кассационные жалобы Городской Думы муниципального образования город Новороссийск и Администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение от 19.10.2023
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 07.02.2024
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-151649/2023
по заявлению Городской Думы муниципального образования город Новороссийск
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании предупреждения,
третьи лица: Администрация муниципального образования город Новороссийск, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строй-Ресурс",
УСТАНОВИЛ:
Городская Дума муниципального образования город Новороссийск (далее - дума) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным предупреждения Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2023 N МГИ/40883/23.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация), Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (далее - департамент), общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Строй-Ресурс" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационных жалобах дума и администрация просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.
В судебном заседании представитель думы и администрации поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители ФАС России возражали против удовлетворения жалобы.
Департамент и общество, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, выслушав представителей думы, администрации и ФАС России, обсудив доводы кассационных жалоб, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, предупреждение от 25.05.2023 N МГИ/40883/23 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки и нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России выдала при рассмотрении жалобы общества (субъект градостроительных отношений) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выявив признаки нарушения думой части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в закреплении в Правилах землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением думы от 23.12.2014 N 439 (далее - Правила), положения, которым на территории муниципального образования город Новороссийск приостановлена выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства жилого назначения. Данным предупреждением ФАС России указала думе на необходимость прекращения данных действий путем исключения из действующей редакции Правил пункта 6 статьи 18 в срок до 01.07.2023.
Не согласившись с ФАС России, дума оспорила это предупреждение в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) действия (бездействие), которые приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции.
Признавая не подлежащим удовлетворению заявление думы, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями части 1 статьи 15, статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, частей 11, 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указаниями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 46 Постановления Пленума от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", пришли к выводу о том, что решение от 23.03.2022 N 241 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск", которым внесены изменения в статью 18 "Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений" Правил путем дополнения их пунктом 6 и решение от 22.11.2022 N 322 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск", которым внесены изменения в редакцию пункта 6 статьи 18 Правил, положения которого приостанавливают выдачу разрешений на объектов капитального строительства жилого назначения, ограничивают конкуренцию на рынке нового жилого строительства муниципального образования город Новороссийск и противоречат требованиям положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство и не предусмотрена возможность приостановления выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства.
Суды отметили, что оспариваемое предупреждение содержит предварительную оценку действий думы на предмет нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и представляет возможность думе самостоятельно устранить допущенные нарушения.
Вопреки доводам кассационных жалоб думы и администрации, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на правильном применении норм права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А40-151649/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении кассационных жалоб на решения, касающиеся предупреждения антимонопольной службы о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. Установлено, что действия местной думы ограничивают конкуренцию на рынке жилого строительства, что противоречит требованиям законодательства. Суд подтвердил правильность применения норм права и отсутствие оснований для отмены предыдущих судебных актов.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2024 г. N Ф05-10368/24 по делу N А40-151649/2023