г. Москва |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А40-177830/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 11.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ООО "НПК "Голберг": Елагина О.М, по доверенности от 18.04.2022, паспорту;
от Московского областного УФАС России: Маначинский П.О. по доверенности от 24.03.2023, удостоверению;
рассмотрев 05.06.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "НПК "Голберг",
на постановление от 02.02.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-177830/2023
по заявлению ООО "НПК "Голберг"
к Московскому областному УФАС России
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "НПК "Голберг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Московского областного УФАС России (далее - управление) от 20.07.2023 по делу об административном правонарушении N 050/04/19.5-1543/2023 о привлечении к административной ответственности по ч.2.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2023, заявленные требования удовлетворена
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 решение суда первой инстанции отменено, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что то постановлением управления от 20.07.2023 N 050/04/19.5-1543/2023 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске антимонопольным органом срока давности привлечения к административной ответственности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Частью 2.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий.
Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии со ст. 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний (ч. 1). Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность (ч. 2). Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (ч. 4).
Данная правовая норма включена в ч. 4 ст. 51 Закона о защите конкуренции Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с целью исключения различного подхода в исчислении срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнение законных предписаний антимонопольного органа в указанной сфере, что свидетельствует о достаточно определенной воле законодателя.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа в силу прямого указания Закона о защите конкуренции является нарушением антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства установлен в один год (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 N 305-АД18-16341).
Включение той или иной правовой нормы, предусматривающей административную ответственность, в главу 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административные правонарушения против порядка управления" само по себе не свидетельствует о том, что указанная ответственность предусмотрена именно за нарушение против порядка управления, а не за нарушение конкретного вида законодательства, указанного в ч. 1 ст. 4.5 Кодекса, в целях исчисления срока давности привлечения к административной ответственности (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2021 N 305-ЭС21-6561).
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Суд апелляционной инстанции установил, что предписание вынесено 28.09.2022, вручено адресату - 21.10.2022 и должно было быть исполнено в 10-дневный срок со дня получения предписания - 31.10.2022.
Суд апелляционной инстанции указал, что срок давности привлечения к административной ответственности за такое правонарушение согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год, и этот срок не истек на момент вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления от 20.07.2023 о назначении административного наказания по делу N 050/04/19.5-1543/2023 о привлечении ООО "Научно-производственный комплекс "Голберг" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 по делу N А40-177830/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отклонил жалобу на решение апелляционного суда, который отменил решение первой инстанции о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания антимонопольного органа. Суд установил, что срок давности не истек, и процессуальные нарушения не были допущены.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2024 г. N Ф05-9708/24 по делу N А40-177830/2023