г. Москва |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А41-41657/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ООО "Сириус": Егоркин С.В. по паспорту, не допущен, не представлен подлинник доверенности от 19.12.2022;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явился, извещен;
от ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ: Бицаев П.В. по доверенности от 02.05.2024, паспорту;
от Министерства обороны Российской Федерации: Бицаев П.В. по доверенности от 24.04.2023, паспорту,
от АО "Люберецкий городской жилищный трест": не явился, извещён;
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещён;
от Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области Муниципальное учреждение "Объединенный комбинат благоустройства и жилищно-коммунального хозяйств": не явился, извещён;
рассмотрев 10.06.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Сириус",
на решение от 11.12.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 04.03.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-41657/2023
по заявлению ООО "Сириус"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации,
третьи лица: АО "Люберецкий городской жилищный трест", Управление Росреестра по Московской области, Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области Муниципальное учреждение "Объединенный комбинат благоустройства и жилищно-коммунального хозяйств",
о признании незаконным решения, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сириус" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (далее - учреждение), Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчики) с требованиями:
обязать Министерство Обороны Российской Федерации (далее - минимстерство) передать Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010209:77 площадью 2315 кв. м, по адресу: Московская область, г. Люберцы, Городок Б, Войсковая часть 75360;
обязать Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) сформировать и продать обществу земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010209:77 площадью 2315 кв. м по адресу: Московская область, г. Люберцы, Городок Б, Войсковая часть 75360 для эксплуатации и содержания здания с кадастровым номером 50:22:0010208:2706.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены АО "Люберецкий городской жилищный трест", Управление Росреестра по Московской области, Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области Муниципальное учреждение "Объединенный комбинат благоустройства и жилищно-коммунального хозяйств".
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.12.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерства обороны Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
От Минобороны России поступил отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы (приобщен к материалам дела).
В приобщении к материалам дела поступившего от ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России отзыва на кассационную жалобу судебной коллегией отказано в связи с нарушением положений статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при его подаче.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что в соответствии с договором от 18.12.2020 N 182-р купли-продажи недвижимого имущества АО "ЛГЖТ" передало ООО "Сириус" нежилое здание общей площадью 627 кв. м, с кадастровым номером 50:22:0010208:2706 по адресу: Московская обл., г. Люберцы, 3-е почтовое отделение, д. 110, корп. 2.
Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 29.01.2021.
Истец указывает, что земельный участок под вышеуказанным объектом недвижимости АО "ЛГЖТ" не был передан Министерством обороны РФ.
В настоящее время здание находится в аварийном состоянии, не используется, жители соседних многоквартирных домов обращаются с жалобами в Администрацию городского округа Люберцы и в управляющую организацию АО "ЛГЖТ" на ненадлежащее состояние вышеуказанного здания и прилегающую территорию.
Истец указал, что в заключении кадастрового инженера указано, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010209:77 площадью 2315 кв. м по адресу: Московская область, г. Люберцы, Городок Б, Войсковая часть 75360, установлены в соответствии с действующим законодательством, координаты представлены в выписке из ЕГРН от 19.01.2022 N 99/2022/444268983. Границы земельного участка установились по фактическому пользованию необходимому при эксплуатации здания с кадастровым номером 50:22:0010208:2706.
В обоснование иска истец ссылается на то, что Министерство обороны РФ до передачи нежилого здания обязано было образовать земельный участок, занятый данным зданием провести кадастровые работы, предоставить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, необходимые для постановки указанного земельного участка на кадастровый учет.
В связи с отсутствием оформленных в установленном законом порядке земельных отношений истец не может приступить к соответствующим работам,
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность регулируются Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Решение о безвозмездной передаче принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Данное решение должно содержать, в том числе: ссылки на кадастровые номера земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории городского округа.
В соответствии с частью 4 статьи 3 указанного Федерального закона в случае, если в границах земельных участков наряду с военным недвижимым имуществом, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, расположены объекты, перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи (объекты, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны, подведомственных им организаций до принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения обеспечивает образование земельного участка или земельных участков, занятых объектами, перечисленными в пункте 4 части 2 настоящей статьи, проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка или таких земельных участков, а также представление в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документов, необходимых для постановки такого земельного участка или таких земельных участков на государственный кадастровый учет.
На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ.
Соответственно, Минобороны России вправе определять, какие объекты военного недвижимого имущества подлежат использованию в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а какие могут быть переданы в муниципальную собственность безвозмездно.
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Суды установили, что вопреки положениям статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 552, 271, 273 Гражданского кодекса Российской Федерации сведений о наличии у продавца недвижимости (АО "Люберецкий городской жилищный трест") каких-либо прав в отношении земельного участка под отчуждаемыми нежилыми строениями материалы дела не содержат.
Судами установлено, что на спорный участок 06.12.2016 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, вид разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 50:22:0010209:77 - В/Ч 75360.
С учетом этого суды пришли к выводу, что вопреки положениям главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены надлежащие доказательства реализации обществом в установленном порядке процедуры предоставления земельного участка под объектом недвижимости, принадлежащим обществу на праве собственности.
При этом суды отклонили доводы общества о соблюдении такого порядка, указав, что ссылка на отдельные этапы такой процедуры порядок, установленный статьями 39.3, 39.14, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 27 Земельного кодекса РФ не подменяет, общество не обращалось за защитой нарушенных прав в связи с незаконностью действий/бездействия уполномоченных органов власти.
Также судами установлено, что в материалы дела не представлено волеизъявления собственника о передаче, формировании указанного земельного участка в адрес Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и соответственно последующей передаче в собственность истца, равно как не представлено отказа ответчиков в предоставлении спорного земельного участка истцу.
В материалах дела не содержится сведений об обращении Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, равно как и муниципального образования Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области в адрес Министерства обороны Российской Федерации о передаче земельного участка в установленном порядке, с учетом расположенного на нем объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.12.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А41-41657/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о передаче земельного участка под зданием, указав на отсутствие надлежащих доказательств соблюдения процедуры предоставления земельного участка и прав продавца на него. Суды установили, что земельный участок находится в постоянном пользовании у Министерства обороны, и не представлено волеизъявления о его передаче истцу.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2024 г. N Ф05-12542/24 по делу N А41-41657/2023