Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 декабря 2007 г. N А54-277/2007-С13
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - К.Н.В. - представителя, дов. N 200 от 17.10.2006 года, пост.; от налогового органа - Б.И.Н. - спец. 2 разряда юр. отдела, дов. N 08/53 от 10.01.2007 года, пост., Н.Т.В. - спец.-эксперта юр. отдела, дов. N 03-08/1 от 10.01.2007 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области на решение от 26.03.2007 года Арбитражного суда Рязанской области и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 года по делу N А54-277/2007-С13, установил:
Открытое акционерное общество "Ш" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.12.2006 года N 3 о доначислении налога на прибыль в размере 35635645 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.2007 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 года решение суда первой инстанции от 26.03.2003 года оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Общества, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год, представленной 19.09.2006 года ОАО "Р" (правопреемник ОАО "О"), По результатам проверки принято решение от 15.12.2006 года N 3, в соответствии с которым, Обществу доначислен налог на прибыль в размере 35635645 руб. и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для доначисления послужило, по мнению налогового органа то обстоятельство, что налогоплательщик в нарушение ст. 40, 248 НК РФ, необоснованно уменьшил доходы от реализации продукции без их документального подтверждения в сумме 148481852 руб., а также подтверждение суммы заявленной к уменьшению выручки от реализации электроэнергии за 2003 год не представил расчеты на указанное уменьшение, выполненные исходя из отпускаемых объемов электроэнергии в кВт/час и установленной мощности и тарифы покупателей, установленные Федеральной службой по тарифам РФ (далее - ФСТ РФ).
Не согласившись с указанным решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии со ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения налогом на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
В силу п.п. 1, 2 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
В силу п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) это сфера купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России; тарифы на электрическую и тепловую энергию это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
Следовательно, электрическая энергия является специфическим товаром. Поставщики поставляют электроэнергию не конкретному покупателю, а в сеть ЕЭС России. Покупатели получают указанную электроэнергию не от определенного поставщика, а непосредственно из сетей ЕЭС России. При таких условиях невозможно определить, у какого конкретно поставщика была приобретена электроэнергия.
В силу ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" в полномочия Федеральной энергетической комиссии входит установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке производителями электрической энергии (мощности).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2002 года N 226 в систему тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также соответствующие услуги входят тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе тарифы на электрическую энергию мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности.
Таким образом, в области установления тарифов на тепловую и электрическую энергию на оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) действуют два правила тарифов - тариф поставщика и тариф потребителя.
В соответствии с п. 2 "Инструкции о порядке стоимостного баланса Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ", утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 21.01.2000 года N 4/6, стоимостным балансом федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) является соотношение суммарной стоимости поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок всеми поставщиками - субъектами ФОРЭМ (стоимостной поток на оптовый рынок) и стоимости поставок электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ всем оптовым покупателям - субъектам ФОРЭМ, включая потребителей, введенных на ФОРЭМ, а также поставки электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ на экспорт (стоимостной поток с оптового рынка).
Тарифный небаланс, так называемый "небаланс ФОРЭМ", доводится до сведения поставщиков оператором торговой системы в направленных счетах - извещениях.
ОАО "Р" (в настоящее время ОАО "О") осуществляло производство и реализацию электроэнергии и являлось субъектом Федерального оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - ФОРЭМ).
В представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год Общество исключило из состава доходов 148481852 руб. убытка, полученного в связи с отпуском Обществом электроэнергии покупателям по установленным государством для них ценам, которые ниже отпускных цен, установленных государством для поставщиков электроэнергии.
Расчет исчисленного налога был определен Обществом исходя из размера указанного в счетах извещениях тарифного небаланса.
В материалах дела, отсутствуют сведения о том, что Общество в проверяемом периоде получило компенсацию непокрытого убытка от реализации электроэнергии по ценам ниже отпускной, либо у Общества имелись дебиторы, не погасившие свою задолженность в указанной сумме.
С учетом изложенного кассационная коллегия полагает, что с учетом того, что поставки электрической энергии на оптовый рынок имеют специфический характер, Общество обоснованно применяло для целей налогообложения цену (стоимость), указанную в полученном счете - извещении ЗАО "Ф" - то есть цену, по которой покупатель приобрел электроэнергию, что не противоречит п. 13 ст. 40 НК РФ.
Нарушений положений ст. 271 НК РФ при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль со стороны Общества не выявлено.
При таких обстоятельствах, у суда было достаточно оснований для удовлетворения требований Общества.
В силу изложенного, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения и постановления, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 26.03.2007 года Арбитражного суда Рязанской области и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 года по делу N А54-277/2007-С13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 "Инструкции о порядке стоимостного баланса Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ", утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 21.01.2000 года N 4/6, стоимостным балансом федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) является соотношение суммарной стоимости поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок всеми поставщиками - субъектами ФОРЭМ (стоимостной поток на оптовый рынок) и стоимости поставок электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ всем оптовым покупателям - субъектам ФОРЭМ, включая потребителей, введенных на ФОРЭМ, а также поставки электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ на экспорт (стоимостной поток с оптового рынка).
...
В материалах дела, отсутствуют сведения о том, что Общество в проверяемом периоде получило компенсацию непокрытого убытка от реализации электроэнергии по ценам ниже отпускной, либо у Общества имелись дебиторы, не погасившие свою задолженность в указанной сумме.
С учетом изложенного кассационная коллегия полагает, что с учетом того, что поставки электрической энергии на оптовый рынок имеют специфический характер, Общество обоснованно применяло для целей налогообложения цену (стоимость), указанную в полученном счете - извещении ЗАО "Ф" - то есть цену, по которой покупатель приобрел электроэнергию, что не противоречит п. 13 ст. 40 НК РФ.
Нарушений положений ст. 271 НК РФ при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль со стороны Общества не выявлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 декабря 2007 г. N А54-277/2007-С13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании