г. Москва |
|
25 июня 2024 г. |
Дело N А41-57356/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 25.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от ООО "Департамент городского хозяйства": Захаркина Т.С. по доверенности от 22.09.2022, паспорту;
от Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области: не явился, извещён;
от Администрации г.о. Коломна Московской области: не явился, извещён;
рассмотрев 20.06.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области,
на решение от 04.12.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 05.03.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-57356/2023
по заявлению ООО "Департамент городского хозяйства"
к Главному управлению регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области,
третье лицо: Администрация г.о. Коломна Московской области,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Департамент городского хозяйства" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, инспекция, Госжилинспекция МО) с требованием о признании незаконным Решения от 05.04.2023 N Р001-6472682337-69157557 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления, обязании внести в реестр лицензий Московской области сведения исключив многоквартирный дом по адресу: Московская область, г.о. Коломна, ул. Левшина, д. 8А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Администрация г.о. Коломна Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.12.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024, заявленные требования удовлетворены.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 удовлетворено ходатайство Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области о процессуальном правопреемстве. Заинтересованное лицо по делу N А41-57356/23 - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" заменено правопреемником - Главным управлением регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (далее - ГУСТ Московской области) в порядке ст. 48 АПК РФ.
В кассационной жалобе ГУСТ Московской области просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав представителя общества, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что общество на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 478 от 30.04.2015, действующей до 01.06.2028, выданной Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными на территории г.о. Коломна.
27.02.2023 в связи с изменением перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Заявитель, по причине прекращения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г.о. Коломна, ул. Левшина, д. 8А, Заявитель разместил соответствующие сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также обратился в Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации посредством портала услуг Московской области (заявление от 27.02.2023 N Р001-6472682337-69157557).
В качестве оснований прекращения договора управления общества указано постановление Администрации г.о. Коломна от 11.05.2022 N 1435 "О сносе многоквартирного дома признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенному по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Левшина, д. 8А".
Вместе с тем по результатам, рассмотрения заявления от 27.02.2023 N Р001-6472682337-69157557 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" принято решение N Р001-6472682337-69157557 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и возврате заявления и документов по следующему основанию: "Документы, приложенные к заявлению не предусмотрены Порядком в качестве основания внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Общество в целях соблюдения досудебного порядка обжалования решения 14.04.2023 в адрес Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" была направления жалоба на решение от 05.04.2023 N Р001-6472682337-69157557 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления.
27.06.2023 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" по результатам рассмотрения жалобы решением N 08Исх-12415/Б сообщил об отсутствии спорного дома в автоматизированной информационной системе автоматизации инспекционной деятельности Госжилинспекции Московской области.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
Порядок формирования и ведения реестра лицензий субъекта Российской Федерации, включая внесение в него изменений, является предметом регулирования как Жилищного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, так и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
Федеральный законодатель установил, что изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обуславливает объективную необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий и упоминаемую систему.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения указанных в нем условий.
Подпунктом "а" пункта 5 порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в частности, соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 порядка, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Таким образом, решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Суды установили, что дом по адресу: г. Коломна, ул. Левшина, д. 8А, признан аварийным, подлежащим сносу, не эксплуатируется, расселен. Информация о расселении размещена в ГИС ЖКХ, в поле "Стадия жизненного цикла" указан параметр "Не эксплуатируется, расселен". Договор управления указанным многоквартирным домом фактически прекратил свое действие в связи с отсутствием стороны договора (собственники помещений многоквартирного дома выселены, право собственности на помещения утрачены) и объектом управления.
Суды пришли к выводу об отсутствии на дату принятия оспариваемого решения у инспекции предусмотренных законом оснований для отказа во внесении изменений и возврате заявления.
Доказательств оказания обществом жителям спорного МКД жилищных и (или) коммунальных услуг инспекцией в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, с учетом Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае наличие в реестре лицензий сведений об управлении спорным многоквартирным МКД ООО "Департамент городского хозяйства" вводит в заблуждение участников гражданско-правового оборота в указанной сфере деятельности, чем нарушает требования жилищного законодательства.
Суды пришли к выводу об удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене оспариваемого решения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.12.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А41-57356/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что отказ государственного органа во внесении изменений в реестр лицензий по причине отсутствия необходимых документов является незаконным, так как многоквартирный дом признан аварийным и не эксплуатируется. Суд подтвердил, что информация о доме должна быть актуализирована, чтобы избежать заблуждений участников гражданского оборота. Решение первой инстанции оставлено без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2024 г. N Ф05-12938/24 по делу N А41-57356/2023