г. Москва |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А41-29183/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от АО "Совхоз имени Ленина" Никитина А.Н. по доверенности от 10.11.2024, паспорту,
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: Болиева В.З. по доверенности от 15.03.2024, паспорту
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явился, извещён;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещён;
рассмотрев 19.06.2024 в судебном заседании кассационную жалобу АО "Совхоз имени Ленина",
на решение от 01.11.2023 Арбитражного суда Московской области
на постановление от 01.02.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-29183/2022
по заявлению Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
к АО "Совхоз имени Ленина",
третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
об изъятии для государственных нужд земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений) к акционерному обществу "Совхоз имени Ленина" (далее - АО "Совхоз им. Ленина", общество) об изъятии для государственных нужд Московской области земельного участка, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общей площадью 2111 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0000000:40957, адрес (местоположение) объекта: Московская область, Городское поселение Видное Ленинского муниципального района, вблизи дер. Апаринки, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36128, общей площадью 10 000 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - объекты придорожного сервиса, адрес (местоположение) объекта: Московская область, Ленинский р-он, с.п. Совхоз им. Ленина, вблизи д. Апаринки;
установить размер возмещения изымаемого земельного участка площадью 2111 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0000000:40957, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36128, включающий в себя рыночную стоимость указанного земельного участка, а также размер причиненных изъятием убытков в соответствии с отчетом ГБУ МО "Московское областное БТИ" от 10.10.2022 N 1-535/22 в размере 16 057 630 руб., в том числе:
- рыночная стоимость части земельного участка площадью 2111 кв. м - 15 587 624 руб.;
- величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества - 470 006 руб.;
установить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности общества и возникновения права собственности Московской области на земельный участок общей площадью 2111 кв. м, кадастровый номер: 50:21:0000000:40957, адрес (местоположение) объекта: Московская область, Городское поселение Видное Ленинского муниципального района, вблизи дер. Апаринки, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36128, общей площадью 10 000 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Московская область, Ленинский р-он, с.п. Совхоз им. Ленина, вблизи д. Апаринки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.11.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель министерства возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 782/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" на 2017 - 2026 годы", постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 N 88/5 "Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском городском округе Московской области", постановлением Правительства Московской области от 18.05.2018 N 315/16 "О внесении изменения в проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области", Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2019 N 1075/44 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 25.02.2014 N 88/5 "Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области", решением Градостроительного совета Московской области от 30.08.2022 N 35 Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принято распоряжение от 01.09.2022 N 958-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", согласно которому подлежит изъятию земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:40957, общей площадью 2111 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:36128, общей площадью 10 000 кв. м, принадлежащий обществу на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 10.12.2019 сделана запись регистрации N 50:21:0000000:3612850/021/2019-10.
Согласно заключению об оценке ГБУ МО "Московское областное БТИ" от 10.10.2022 N 1-535/22 размер возмещения за изъятие земельного участка площадью 2 111 кв. м, с кадастровым номером 50:21:0000000:40957 составляет 16 057 630 руб., в том числе: рыночная стоимость части земельного участка площадью 2111 кв. м - 15 587 624 руб., величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, - 470 006 руб.
Министерство с сопроводительным письмом от 17.01.2023 N 22исх-459 направило в адрес общества для согласования и подписания проект соглашения об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд, отчет об оценке.
Факт получения 18.01.2023 по электронной почте проекта соглашения с сопроводительным письмом не оспаривается обществом.
Соглашение обществом не подписано.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения министерства в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Согласно пункту 1 статьи 56.6 названного Кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Согласно пункту 4 указанной статьи в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
В соответствии с пунктом 10 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направить копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Согласно пункту 13 указанной статьи решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 282 названного Кодекса если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В таком случае уполномоченный орган обращается в суд с требованиями об изъятии земельного участка.
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Суды удовлетворили уточненные исковые требования. При этом размер возмещения определен судами на основании проведенной по делу судебной экспертизы.
Судом апелляционной инстанции рассмотрен довод о нарушении министерством трехлетнего срока для обращения в суд с заявленными требованиями, также об изменении и предмета, и основания иска.
Суд апелляционной инстанции данные доводы признал необоснованными, так как то обстоятельство, что в первоначальном иске министерство сослалось на другое ранее принятое распоряжение об изъятии (от 04.04.2019 N 201-Р), а в уточненном иске - на распоряжение от 01.09.2022 N 958-Р, вопреки указанию подателя жалобы, не свидетельствует об одновременном изменении истцом и предмета, и основания иска, так как предмет изъятия изменен не был.
Установленный законом трехлетний срок действия решения об изъятии, вопреки мнению общества, не пропущен.
Суд апелляционной инстанции отметил, что общество ошибочно считает, что указанный срок есть срок исковой давности. Последний применительно к спорным отношениям должен исчисляться с момента нарушения прав министерства, а именно - отказа общества от подписания предложенного соглашения об изъятии.
Суды пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.11.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда 01.02.2024 по делу N А41-29183/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность изъятия земельного участка для государственных нужд, удовлетворив требования министерства. Размер возмещения определен на основании оценки, составленной ГБУ МО "Московское областное БТИ". Кассационная жалоба общества о нарушении норм права и неполном выяснении обстоятельств отклонена, так как суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2024 г. N Ф05-11495/24 по делу N А41-29183/2022
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14444/2024
26.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11495/2024
01.02.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26970/2023
01.11.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-29183/2022