г. Москва |
|
27 июня 2024 г. |
Дело N А41-1797/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Анциферовой О.В., Дербенева А.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Тимофеев С.В. по доверенности от 29.12.2023,
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев 24 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Крупный рогатый скот"
на решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2023,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крупный рогатый скот"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Московской области
третьи лица: Плясова Н.Е., Плясова Е.Е., Плясов И.Е., Плясова Г.Н.
о признании недействительным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крупный рогатый скот" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.06.2022 N 10-36/1117 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Плясова Н.Е., Плясова Е.Е., Плясов И.Е., Плясова Г.Н.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.10.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Поступивший от инспекции отзыв на кассационную жалобу, судом приобщен в материалы дела в порядке статьи 279 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом путем размещения в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информации о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru. явку своих представителей не обеспечили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами из материалов дела, инспекций проведена выездная налоговая проверка общества по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по итогам которой составлен Акт налоговой проверки от 26.02.2021 N 3326 и принято решение от 27.06.2022 N 10-36/1117 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу начислен налог на добавленную стоимость в сумме 166 588 272 руб., в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени в сумме 91 031 126 руб. 48 коп. (с учетом решения Инспекции от 25.09.2023 N 13-36/2).
Решением Управления ФНС России по Московской области от 03.10.2022 N 07-12/067006@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 54.1, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", согласились с выводом налогового органа о том, что совокупность установленных в ходе налоговой проверки обстоятельств и представленных доказательств свидетельствует о применении налогоплательщиком схемы ухода от налогообложения путем создания искусственного документооборота с целью завышения налоговых вычетов по НДС при отсутствии поставки продукции спорными контрагентами, заявленными проверяемым налогоплательщиком.
Суд округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы заявителя считает, что судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, приведенные сторонами доводы и возражения исследованы в полном объеме, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Из содержания положений главы 21 НК РФ следует, что вычеты по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) могут быть применены налогоплательщиком только при осуществлении реальных хозяйственных операций, подтвержденных документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, исчисленных поставщиками.
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Предусмотренные статьей 169 НК РФ требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ установлено, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй названного Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы (пункт 1).
В пунктах 3 и 5 названного Постановления суд высшей инстанции также разъяснил, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. О необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета; наличие особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций.
Кроме того, в пункте 2 Постановления N 53 отмечено, что доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщиков налоговой выгоды должны рассматриваться в совокупности и взаимосвязи, причем оценке подлежит также и деятельность всех участников хозяйственных операций.
При этом в деле о налоговом правонарушении первостепенное значение имеет сбор доказательств о конкретных хозяйственных проявлениях результатов сделок непосредственно в обороте самого налогоплательщика.
Оценка судом фактических обстоятельств дела в налоговых спорах, связанных с получением налоговых выгод, предполагает оценку сделок с участием проверяемого налогоплательщика через ракурс поступления оплаченных им товаров (работ, услуг) и сформированных в результате этих сделок денежных потоков.
В налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод (в том числе через уменьшение налоговой базы применением вычетов по НДС).
Если при рассмотрении налогового спора налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции контрагентами организации не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, в систему взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным или утерянным документам, либо схема взаимодействия данных организаций указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
В ходе проведения контрольных мероприятий установлено неправомерное применение обществом налоговых вычетов при исчислении НДС, а также необоснованность расходов при исчислении налога на прибыль по взаимоотношениям с контрагентами ООО "Транзит-Экспресс", ООО "Норд", ООО "Товарный Склад", ООО "Лионгрупп", ООО "Лидер-М", ООО "Конверта", ООО "Евро Электро Сервис", ООО "Экватор", ООО "Прод-Гарант", ООО "Глобал-Групп", ООО "Опт-Альянс", ООО "Кррис", ООО "Тантал Прогресс", ООО "Мясопродукт", ООО "Альфастек", ООО "Варта", ООО "Конкорд".
Из материалов дела установлено, что в адрес общества направлено требование о представлении документов (информации) от 08.07.2020 N 3351 в отношении вышеуказанных контрагентов. В ответ на требование проверяемая организация не представила документов, а также не представила пояснений о причинах отказа предоставления документов, тем самым умышленно уклонилась от проведения налогового контроля.
Суды, основываясь на оценке представленных доказательств, признали подтвержденным факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по финансово-хозяйственным взаимоотношениям со спорными контрагентами, исходя из отсутствия достоверных документов, подтверждающих правомерность налоговых вычетов.
Судами установлены факты, свидетельствующие о создании обществом формального документооборота и направленности действий налогоплательщика на искажение сведений о фактах своей хозяйственной деятельности.
Налоговым органом представлены в материалы дела доказательства того, что фактически сделки контрагентами не исполнялись, носили формальный характер. Установлено отсутствие у спорных контрагентов необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, соответствующей материально-технической базы и основных средств.
Установлено, что спорные контрагенты имеют общие черты, указывающие на созданный искусственный характер договорных отношений: имеют пересечение платежей по банковским выпискам не только с ООО "КРРОС", но и между собой; имеют пересечение сотрудников; имеют пересечение доверенных представителей; все компании были исключены из ЕГРЮЛ в связи с недостоверным адресом; используют один и тот же образец договора поставки; в большинстве случаев, отсутствовала оплата по договору; отсутствуют необходимые ресурсы для выполнения договоров; отсутствуют критерии выбора контрагента как добросовестного; виды деятельности, как правило, не соответствуют проверяемому налогоплательщику и условиям заключенного договора; имеется пересечение IP-адресов.
Установлено, что спорные контрагенты не являясь производителями мясной продукции не закупали спорный товар в целях дальнейшей реализации его проверяемому налогоплательщику, либо закупали у организаций без НДС, но НДС в бюджет не уплачивали, то есть были искусственно встроены в цепочку поставок в целях получения необоснованного вычета по НДС. У контрагентов отсутствуют операции по приобретению товара (работ, услуг) для операций, признаваемых объектом обложения по НДС при приобретении мясной продукции. Фактическими поставщиками крупного рогатого скота являлись, в том числе колхозы, сельскохозяйственные предприятия, индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС.
Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ.
На основании изложенного, суды согласились с выводом налогового органа о нарушение обществом пункта 1 статьи 54.1 НК РФ, в соответствии с которым установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводятся к изложению обстоятельств дела, получили надлежащую правовую оценку и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора, что не может являться основанием для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Суды установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и сделали обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований общества.
Оснований для вывода о нарушении судами процессуальных правил оценки доказательств (статья 71 АПК РФ) суд кассационной инстанции не усматривает, самостоятельной же компетенцией по оценке доказательств суд округа не обладает в силу норм части 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судами не допущено.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 по делу N А41-1797/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению налогового органа, совокупность установленных в ходе налоговой проверки обстоятельств свидетельствует о создании искусственного документооборота с целью завышения вычетов по НДС при отсутствии поставки продукции спорными контрагентами.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Установлено отсутствие у спорных контрагентов необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, соответствующей материально-технической базы и основных средств.
Спорные контрагенты имеют общие черты, указывающие на созданный искусственный характер договорных отношений: пересечение платежей по банковским выпискам между собой; пересечение сотрудников; пересечение доверенных представителей. Все компании были исключены из ЕГРЮЛ в связи с недостоверным адресом; используют один и тот же образец договора поставки; отсутствуют критерии выбора контрагента как добросовестного. Виды деятельности, как правило, не соответствуют проверяемому налогоплательщику и условиям заключенного договора.
Поскольку налоговым органом были представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции контрагентами организации не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, в систему взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным или утерянным документам, суд не стал ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2024 г. N Ф05-12145/24 по делу N А41-1797/2023