Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2024 г. N Ф05-13901/24 по делу N А40-151872/2023

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Поскольку выполнение обязательств ответчика перед истцом по окончательному расчету зависит от определенных событий, которые на текущую дату не наступили и на наступление которых ответчик не может повлиять, то суд в обжалуемых актах верно установил, что требования истца являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Кроме того, суд верно отметил, что истец просит взыскать задолженность от цены, не согласованной государственным заказчиком. Так, договор был заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа, в соответствии с абз. 3 п. 2 договора. Следовательно, на стороны при исполнении обязательств по договору распространяется действие Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ. Согласно протоколу (согласованию) цены (прогнозной цены) единицы продукции и выбора вида цены, цена действует до получения заключения от государственного заказчика и может быть сокращена по его результатам. В соответствии с абз. 12 п. 4.9 договора, фиксированная цена согласовывается с заказчиком и может быть уточнена при согласовании фиксированной цены с головным исполнителем и государственным заказчиком. Установление цены является прямым полномочием государственного заказчика, который осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств по контракту, заключенному во исполнение государственного оборонного заказа. Для установления фиксированной цены спорных работ необходимо наличие протокола фиксированной цены, согласованного ДАГК МО РФ. Выдаваемые военным представительствами заключения по цене носят рекомендательный характер, а в соответствии с абз. 34 п.2, п. 37 Положения являются одним из обосновывающих документов, представляемых госзаказчику, головному исполнителю головным исполнителем, исполнителем, соответственно, в составе предложений по цене продукции государственному заказчику и не порождают прямых правовых последствий для участников правоотношений в части ценообразования, что подтверждается п.25 руководства по работе военных представительств МО РФ. Таким образом, представленное истцом в материалы дела заключение 225 военного представительства МО РФ является лишь одним из видов обосновывающих документов.

На основании изложенного суд в обжалуемых актах пришел к верному выводу, что требования истца по первоначальному иску являются не обоснованными и подлежат отклонению, поскольку выполнение обязательств ответчика по первоначальному иску перед истцом по окончательному расчету зависит от определенных событий, которые на текущую дату не наступили и на наступление которых ответчик не может повлиять.

Кроме того, отказывая в удовлетворении встречного иска, суд верно исходил из того, что с учетом даты обеспечения строительной готовности объекта, и технологического цикла выполнения работ, эти работы по этапу 9 были выполнены в срок, в связи с чем основания для взыскания штрафных санкций отсутствуют.

В данном случае следует отметить, что, вопреки мнению истца, у АО "Корпорация "МИТ" при вышеназванных обстоятельствах отсутствует обязательство по оплате выполненных работ до поступления денежных средств от государственного заказчика. Кроме того, как было указано выше, истец, заключая договор с ответчиком, добровольно согласился, что финансирование работ осуществляется за счет средств федерального бюджета и оплата производится после поступления денежных средств из федерального бюджета. Таким образом, АО "Корпорация "МИТ" не вправе софинансировать государственный оборонный заказ из собственных средств.

При этом доводы истца о взыскании денежных средств до наступления срока оплаты, предусмотренного договором, в данном случае направлены на одностороннее изменение условий договора в части порядка оплаты, что, недопустимо, поскольку по общему правилу право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий должно быть предусмотрено ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ). Учитывая, что выполнение обязательств ответчика перед истцом по окончательному расчету зависит от определенных событий, которые на текущую дату не наступили и на наступление которых ответчик не может повлиять, то требования истца являются незаконными и необоснованными, что правильно отмечено судом в обжалуемых актах. Кроме того, следует также отметить, что согласование ВП МО РФ стоимости работ, предлагаемой исполнителем, это лишь одна из стадий согласования, при этом окончательное согласование производится госзаказчиком, то есть Военное представительство не наделено функциями устанавливать стоимость работ, выполняемых в рамках гособоронзаказа, так как окончательная цена договора определяется госзаказчиком. В рассматриваемом случае представленное истцом в материалы дела заключение 225 военного представительства МО РФ является лишь одним из видов обосновывающих документов. Исходя из вышеизложенного и условий договора, лицом, определяющим окончательную стоимость работ, является госзаказчик - Министерство обороны РФ, он же является распорядителем бюджетных средств, перечисляемых на специальный счет для дальнейшего перечисления соисполнителям."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2024 г. N Ф05-13901/24 по делу N А40-151872/2023