г. Москва |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А40-183594/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 10.07.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Аталиковой З.А., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от АО "Трансэлектромонтаж": Егоров А.В. по дов. от 30.10.2023,
от Управления Росреестра по Москве: Ярмолюк В.Н. по дов. от 15.01.2024,
от иных лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А40-183594/2023
по заявлению АО "Трансэлектромонтаж"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решений
третьи лица: АО Московский областной банк, Министерство финансов Российской Федерации, Департамент культурного наследия города, Департамент городского имущества города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Трансэлектромонтаж" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании действий и решений Управления Росреестра по Москве (далее - Управление), выраженных в уведомлениях от 24.05.2023 КУВД-001/2023-20632476/4 и КУВД001/2023-20605866/4 о приостановлении государственной регистрации прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО Московский областной банк, Министерство финансов Российской Федерации, Департамент культурного наследия города, Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024, судом принят отказ заявителя от заявленных требований в части признания незаконными действий и решений Управления, выраженных в уведомлениях от 24.05.2023 КУВД-001/2023-20632476/4 и КУВД-001/2023-20605866/4 о приостановлении государственной регистрации прав, в указанной части производство по объединенному делу N А40-183594/23-93-1517 - прекращено; признаны незаконными действия и решения Управления, выраженные в уведомлениях от 24.08.2023 КУВД-001/2023-20632476/13 и КУВД-001/2023-20605866/9 об отказе в государственной регистрации прав и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве возложена обязанность устранить в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации договора ипотеки от 15.05.2023 N 12-2020/67-2020/КЛ/ДИ-06 по заявлениям от 19.05.2023 N MFC-0558/2023-757239 и N MFC-0558/2023-757769.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Третьи лица своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда не поступило.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал, представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.05.2023 АО "Мособлбанк" и заявитель обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации ипотеки в отношении нежилого помещения (кадастровый номер: N 77:01:0003007:3449), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11 А, а также права аренды земельного участка (кадастровый номер: N 77:01:0003009:84), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, влд. ПА (N MFC-0558/2023-757239, N MFC-0558/2023-757769).
24.05.2023 Управлением приняты решения о приостановлении государственной регистрации.
31.05.2023 в Управление поступил ответ на запрос из Департамента городского имущества города Москвы (вх. 15-689/2023). 05.06.2023 Управлением приняты решения о неустранении причин приостановления государственной регистрации.
02.08.2023 заявитель обратился с заявлением о принятии дополнительных документов.
04.08.2023 Управлением приняты решения о неустранении причин приостановления государственной регистрации.
24.08.2023 Управлением приняты решения об отказе в государственной регистрации в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) обязательным этапом государственной регистрации является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом о недвижимости оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ на государственную регистрацию к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав. Документы, представляемые для осуществления государственной регистрации, должны отвечать требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ.
Согласно статьям 329, 334 Гражданского кодекса Российской Федерации залог является одним из способов обеспечения обязательства.
Ипотека, будучи акцессорным (дополнительным) обязательством по отношению к основному обязательству, следует судьбе основного обязательства.
При этом статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу требований пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, указанное в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в статье 63 Закона об ипотеке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона об ипотеке в договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок.
В силу требований пунктом 2 статьи 9 Закона об ипотеке предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием. В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, дата государственной регистрации и номер регистрации этого права залогодателя в ЕГРН. Если предметом ипотеки является принадлежащее залогодателю право аренды, арендованное имущество должно быть определено в договоре об ипотеке так же, как если бы оно само являлось предметом ипотеки, и должен быть указан срок аренды.
Исходя из пункта 5 статьи 5 Закона об ипотеке, правила об ипотеке недвижимого имущества применяются к залогу прав арендатора по договору об аренде такого имущества (право аренды), поскольку иное не установлено федеральным законом и не противоречит существу арендных отношений.
В качестве правоустанавливающего документа в материалы дела представлен договор ипотеки от 15.05.2023 N 12-2020/67-2020/КЛ/ДИ-06, в отношении объектов недвижимости: нежилого помещения (кадастровый номер: N 77:01:0003007:3449), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 11 А, а также права аренды земельного участка (кадастровый номер: N 77:01:0003009:84), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Старая Басманная, влд. ПА.
Согласно пункту 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2028 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2025 одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ); 4) решением суда.
Согласно части 9 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Решениями исполнительного органа города Москвы, установившими границы ЗОУИТ, являются Постановление Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 и Приказ Департамента культурного наследия города Москвы N 811 от 24.10.2018.
Согласно данным актам в договоре ипотеки были указаны ЗОУИТ, как внесенные в ЕГРН, так и не внесенные в ЕГРН. Кроме того, согласно открытым данным информационного ресурса ГИС ОГД г. Москвы, иные ЗОУИТ, не указанные в Договоре ипотеки, сведения о которых внесены в ЕГРН, и/или не внесены в ЕГРН, но границы которых являются установленными, отсутствуют.
Выписку о ЗОУИТ из ГИС ОГД г. Москвы заявитель предоставить не может, так как в ее предоставлении было отказано.
Отказ в предоставлении сведений Москомархитектуры от 16.06.2023 N 23/02212 прилагается.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что в нарушение пункта 71 регламента в уведомлениях об отказе государственной регистрации прав от 24.08.2023 N КУВД-001/2023-20632476/13 и N КУВД001/2023-20605866/9 не указано, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, в уведомлении не указан перечень ЗОУИТ, не внесенных в договор ипотеки. Кроме того, основание отказа государственной регистрации в связи с отсутствием в договоре ипотеки сведений обо всех ограничениях права в отношении земельного участка, связанных с его расположением в границах ЗОУИТ, признано судом необоснованным и не соответствующим требованиям закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 66 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям, указанным в выписках из ЕГРН, установлены следующие ограничения прав и обременения (заключены договоры), что указано в договоре ипотеки:
В отношении помещения - объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003007:3449:
1) вид: Ипотека; дата государственной регистрации: 17.01.2023 17:26:03; номер государственной регистрации: 77:01:0003007:3449-77/055/2023-7; срок, на который установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Срок действия с 17.01.2023 25.07.2023; лицо, в пользу которого установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Акционерное общество Московский областной банк, ИНН: 7750005588; основание государственной регистрации: Договор ипотеки, N 56-2019/КЛ/ДИ-06, выдан 04.03.2022;
2) вид: Ипотека; дата государственной регистрации: 11.09.2018 16:05:24; номер государственной регистрации: 77:01:0003007:3449-77/011/2018-2; срок, на который установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Срок действия по 22.05.2020; лицо, в пользу которого установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Акционерное общество Банк "Северный морской путь", ИНН: 7750005482, ОГРН: 1097711000078; основание государственной регистрации: Договор последующей ипотеки (залога недвижимости), N 35-2018/КЛ/ДИ-02, выдан 14.08.2018; Договор об открытии кредитной линии с лимитом единовременной задолженности, N 35-2018/КЛ, выдан 22.05.2018;
3) вид: Аренда; дата государственной регистрации: 18.03.2009 00:00:00; номер государственной регистрации: 77-01/01-001/2000-2223; срок, на который установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Срок действия с 18.03.2009 на срок до: 15.04.2001 г.; лицо, в пользу которого установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ООО "АРГ-РЕЙЛ", ИНН: 7701212623; основание государственной регистрации: ДОГОВОР АРЕНДЫ от 15.04.1999 N 3, выдан 15.04.1999;
4) вид: Аренда; дата государственной регистрации: 18.03.2009 00:00:00; номер государственной регистрации: 77-01/01-001/2000-2194; срок, на который установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Срок действия с 18.03.2009 на срок до: 07.10.2000 г.; лицо, в пользу которого установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ООО "АГЕНТСТВО "ТРЕСТ-В", ИНН: 7701041618 основание государственной регистрации: договор аренды от 07.10.1999 N 2, выдан 07.10.1999;
В отношении земельного участка - объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003009:84:
1) вид: Ипотека; дата государственной регистрации: 17.01.2023 17:28:33; номер государственной регистрации: 77:01:0003009:84-77/055/2023-1; срок, на который установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Срок действия с 17.01.2023 25.07.2023; лицо, в пользу которого установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Акционерное общество Московский областной банк, ИНН: 7750005588; основание государственной регистрации: Договор ипотеки, N 56-2019/КЛ/ДИ-06, выдан 04.03.2022;
2) вид: Аренда; дата государственной регистрации: 24.05.2012 00:00:00; номер государственной регистрации: 77-77-14/025/2012-988; срок, на который установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Срок действия с 24.05.2012 с даты государственной регистрации до 30.01.2061; лицо, в пользу которого установлены ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Открытое акционерное общество "Трансэлектромонтаж", ИНН: 7701024958; основание государственной регистрации: Распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы, N 743-01 ДЗР, выдан 29.02.2012; Договор аренды земельного участка, N М-01-037125, выдан 19.04.2012, дата государственной регистрации: 24.05.2012, номер государственной регистрации: 77-77-14/025/2012-988.
Таким образом, согласно информации из ЕГРН, сведения о всех ранее заключенных договорах в отношении объектов недвижимого имущества, являющихся предметом ипотеки, указаны в полном объеме.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебного акта суд установил все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А40-183594/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья С.В. Краснова
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решениями исполнительного органа города Москвы, установившими границы ЗОУИТ, являются Постановление Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 и Приказ Департамента культурного наследия города Москвы N 811 от 24.10.2018.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 66 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2024 г. N Ф05-13898/24 по делу N А40-183594/2023