г. Москва |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А40-150248/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Коваля А. В.,
судей Борсовой Ж. П., Машина П. И.,
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации
- Авакян С. А. по доверенности от 12.10.2022 г. N 207/4/231д;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
- Ткачев И. О. по доверенности от 30.06.2023 г. N 335-ДП;
рассмотрев 09 июля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2023 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2024 года по делу N А40-150248/23,
по иску Министерства обороны Российской Федерации к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Общество, ответчик) о взыскании штрафных санкций по государственному контракту на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок N 28/ДТО-2022/4929341 от 12.08.2022 в размере 163 839 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2024 года, исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Минобороны России взысканы пени в размере в размере 40 220 руб. 60 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2024 года по делу N А40-150248/23, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель указывает на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции, ссылается на неправильное применение ими норм материального права, ненадлежащую оценку имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в соответствующем отзыве, приобщенном к материалам дела.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами, между Минобороны России (Заказчиком) и Обществом (Исполнителем) заключен государственный контракт N 28/ДТО-2022/4929341 от 12.08.2022 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Минобороны России во внутригосударственном сообщении (далее - Контракт).
По утверждению истца, услуги по доставке грузов оказаны Исполнителем с просрочкой, в подтверждение чего представлены соответствующие дорожные ведомости.
Согласно пункту 7.3 контракта в случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность, предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ, Устав) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
Согласно представленному истцом расчету размер штрафных санкций, подлежащих уплате ответчиком, составил 163 839 руб. 72 коп.
Поскольку направленная в адрес ответчика соответствующая претензия была оставлена без удовлетворения, Минобороны России обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 330, 333, 784-785, 792-793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 10, 33, 97 Закона N 18-ФЗ, Правилами, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установив, что ответчик допустил просрочку исполнения своих обязательств по Контракту, суды обеих инстанций признали заявленные требования правомерными, однако, удовлетворили их частично, признав, что истец неверно рассчитал сумму спорной неустойки, а также снизив размер штрафных санкций до разумных пределов на основании соответствующего заявления ответчика.
Арбитражный суд Московского округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Как отмечено судами первой и апелляционной инстанций, истец при расчете пени ошибочно отождествлял понятия "стоимость воинских железнодорожных перевозок", которая предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" и "платы за перевозку (тариф)", предусмотренную Уставом.
Суды приняли во внимание, что статья 97 Устава в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно плату за перевозку (тариф), которая согласно Прейскуранту 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), не включает плату за привлечение вагонов и за работу паромных комплексов, а кроме того, исчисление размера неустойки исходя из всех платежей, уплаченных при заключении договоров перевозки, противоречит принципу ограниченной ответственности перевозчика.
Вопреки доводам кассационной жалобы в обжалуемых судебных актах на основе применения норм права, регулирующих спорные правоотношения, дана оценка тому обстоятельству, что по накладным N Х209533, NХ209532, Х565514, N Х565516 сумма пени неправомерно завышена истцом на 119 150 руб. 16 коп.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном снижении судами заявленной неустойки подлежат отклонению, поскольку из системного толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что снижение размера неустойки является правом суда при условии обоснованности заявления о несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства.
Степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего арбитражный суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.01.2016 N 303-ЭС15-14198, определение конкретного размера неустойки является вопросом факта и, следовательно, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, указанные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку. При этом переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2024 года по делу N А40-150248/23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А. В. Коваль |
Судьи |
Ж. П. Борсова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отмечено судами первой и апелляционной инстанций, истец при расчете пени ошибочно отождествлял понятия "стоимость воинских железнодорожных перевозок", которая предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" и "платы за перевозку (тариф)", предусмотренную Уставом.
...
Доводы кассационной жалобы о необоснованном снижении судами заявленной неустойки подлежат отклонению, поскольку из системного толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что снижение размера неустойки является правом суда при условии обоснованности заявления о несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства.
...
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.01.2016 N 303-ЭС15-14198, определение конкретного размера неустойки является вопросом факта и, следовательно, относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2024 г. N Ф05-13357/24 по делу N А40-150248/2023