Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 апреля 2008 г. N А09-6989/07-29
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от предпринимателя - Ш.Г.Д. - представителя, дов. N 32-01/200385 от 25.03.2007; от налогового органа - Л.А.И. - специалиста 1 разряда, дов. N 2 от 03.01.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИП И.В.В. на решение арбитражного суда Брянской области от 05.12.2007 по делу N А09-6989/07-29, установил:
Индивидуальный предприниматель И.В.В. (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 02.07.2007 N 1579 (с учетом изменений, внесенных решением УФНС России по Брянской области от 27.11.2007).
Решением арбитражного суда Брянской области от 05.12.2007 налогоплательщику отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Предприниматель обратился с кассационной жалобой на состоявшееся по делу решение, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить. По мнению Предпринимателя, судом необоснованно не применены к спорным правоотношениям положения абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" (далее - Федеральный Закон N 88-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит суд отказать в ее удовлетворении, поскольку полагает, что доводы налогоплательщика являлись предметом исследования суда, все они отражены в принятом по делу решении и им дана правильная правовая оценка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей налогоплательщика и налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Предпринимателем уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за декабрь 2005 года, по результатам которой налоговым органом вынесено решение от 02.07.2007 N 1579 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
В соответствии с указанным решением Предпринимателю предложено уплатить 36000 руб. недоимки по налогу на игорный бизнес. Основанием для рассматриваемого доначисления явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение Предпринимателем при исчислении налога ставки 1500 руб. за один игровой автомат, в то время как следовало применить ставку 7500 руб.
Налогоплательщик обжаловал решение Инспекции от 02.07.2007 N 1579 в УФНС России по Брянской области.
По результатам рассмотрения жалобы УФНС России по Брянской области принято решение от 27.11.2007 об изменении ненормативного акта Инспекции, в соответствии с которым п. 2 решения от 02.07.2007 N 1579 изложен в следующей редакции: признать необоснованным произведенное налогоплательщиком уменьшение налога на игорный бизнес в сумме 36000 руб.
Разрешая спор по существу, суд правильно признал обоснованным применение налоговым органом налоговой ставки 7500 руб. к 7 игровым автоматам, зарегистрированным Предпринимателем после 01.01.2005 года. При этом суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 366 НК РФ налоговые ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются законами субъектов РФ в пределах от 1500 до 7500 руб. за один игровой автомат.
В силу требований Закона Брянской области от 06.06.2001 N 36-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об установлении ставок налога на игорный бизнес" на момент регистрации Предпринимателя в качестве налогоплательщика (в статусе субъекта малого предпринимательства) ставка налога на игорный бизнес в Брянской области за один игровой автомат составляла 1500 руб. в месяц.
В декабре 2005 года, в силу требований Закона Брянской области от 30.03.2005 N 14-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об установлении ставок налога на игорный бизнес", налоговая ставка налога на игорный бизнес составляла 7500 руб. в месяц.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального Закона N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
На основании п. 25 ст. 156 Федерального Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ статья 9 Федерального Закона N 88-ФЗ утратила силу с 01.01.2005.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 07.02.2002 N 37-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О и Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Кроме того, в Постановлении от 19.06.2003 N 11-П содержится вывод о том, что положения ст. 9 Федерального закона N 88-ФЗ направлены на предоставление гарантий налогоплательщикам, в том числе относительно неизменности элементов налогового обязательства.
Одним из элементов налогового обязательства, в частности, является объект налогообложения, которым в рассматриваемом случае признается игровой автомат, зарегистрированный в установленном порядке Предпринимателем.
На основании указанных норм права и правовой позиции Конституционного Суда РФ суд пришел к правильному выводу о том, что в случае, когда налогоплательщик, зарегистрированный в качестве субъекта малого предпринимательства до признания утратившей силу ст. 9 Федерального Закона N 88-ФЗ, приобретает и регистрирует новые объекты игорного бизнеса после отмены названной нормы, в отношении вновь зарегистрированных объектов действуют ставки, установленные региональным законодательством на момент регистрации новых объектов, а не на момент его регистрации как субъекта малого предпринимательства.
Аналогичное толкование положений ст. 9 Федерального Закона N 88-ФЗ закреплено в Постановлении Президиума Федерального арбитражного суда Центрального округа N 3 от 06.02.2007.
Позиция Предпринимателя по настоящему делу сводится к иному толкованию примененных судом норм материального права. По его мнению, налоговая ставка 1500 руб., действовавшая в период его регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства, должна применяться ко всем объектам налогообложения, применяемым в его деятельности по организации игорного бизнеса, в течение четырех лет независимо от количества объектов и момента постановки их на учет в установленном законом порядке. Признавая правильным толкование этих норм судом первой инстанции, суд кассационной инстанции находит доводы кассационной жалобы необоснованными.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования суда при рассмотрении дела по существу, им дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение арбитражного суда Брянской области от 05.12.2007 по делу N А09-6989/07-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИП И.В.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 апреля 2008 г. N А09-6989/07-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании