г. Москва |
|
26 июля 2024 г. |
Дело N А41-82234/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.07.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от ИП Ахметбековой Т.Н.: Ивасык С.Ю. по доверенности от 15.09.2021, паспорту;
от Администрации Можайского городского округа Московской области: Рощин В.А. по доверенности от 28.12.2023, паспорту;
от АО "Мособлгаз": Никонова Е.В. по доверенности от 09.01.2023, паспорту;
рассмотрев 25.07.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ИП Ахметбековой Т.Н.,
на решение от 13.02.2024 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 23.04.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-82234/2023
по заявлению ИП Ахметбековой Т.Н.
к Администрации Можайского городского округа Московской области,
третье лицо: АО "Мособлгаз",
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ахметбекова Татьяна Николаевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Можайского городского округа Московской области (далее - администрация) о признании незаконным и отмене Постановления от 13.07.2023 N 2971-П об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу: Московская область, Можайский городской округ, на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050403:204, в пользу акционерного общества "Мособлгаз" в целях размещения линейного объекта Распределительный газопровод среднего давления Р 0,3 Мпа, расположенный по адресу: Московская область, Можайский городской округ, д. Глядково.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Мособлгаз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.02.2024, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель третьего возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Судом отказано в приобщении к материалам дела возражений предпринимателя на отзыв в отсутствие доказательств их направления в адрес всех участвующих в деле лиц, что противоречит порядку, установленному в пункте 3 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050403:204, расположенный по адресным ориентирам: Московская область, Можайский район.
Постановлением Администрации Можайского городского округа Московской области от 13.07.2023 N 2971-П в пользу АО "Мособлгаз" установлен публичный сервитут сроком на 588 месяцев в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050403:204 в целях размещения линейного объекта "Распределительный газопровод среднего давления Р 0,3 Мпа", догазификации деревни Глядково Можайского городского округа Московской области.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закона о газоснабжении в Российской Федерации) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:
- подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленного и иных организаций;
- согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 28 Закона о газоснабжении в Российской Федерации в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством.
Для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут либо может осуществляться использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно пункту 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 23 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 указанной статьи).
В силу подпункта 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 ЗК РФ).
Как следует из подпункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Согласно пункту 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Подпунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ определено, что с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения, капитального ремонта инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.
Суды установили, что АО "Мособлгаз" обратилось в Администрацию Можайского г.о. с заявлением об установлении публичного сервитута с целью строительства объектов электросетевого хозяйства - "Распределительный газопровод среднего давления Р 0,3 Мпа", расположенный по адресу: Московская область, Можайский городской округ, д. Глядково" для догазификации деревни Глядково Можайского городского округа Московской области.
В связи с представлением необходимого комплекта документов постановлением от 13.07.2023 N 2971-П испрашиваемый публичный сервитут в пользу АО "Мособлгаз" установлен.
Суды установили, что строительство газопровода необходимо для догазификации деревни Глядково Можайского г.о. Солнечногорск, в том числе, в рамках заключенных публичных договоров на подключение (техническое присоединение) газоиспользующего оборудования жителей Дубровской Е.Э., Дмитриева М.Ф., Колбасовой М.В., проводимой в целях исполнения пункта 8 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753, в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной карты") по внедрению социально ориентированной и экономический эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 N 1152-р, и Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50.
Суды признали доказанным, что с учетом представленных документов альтернативного варианта прокладки газопровода нет, так как на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0050403:204 осуществляется присоединение к уже существующему газопроводу среднего давления (выход из ГРПШ) по Техническим условиям от 06.09.2022 N 9648-35ДНП/1, а место расположения проектируемого газопровода, выбрано исходя из кратчайшего расстояния от начальной к конечной точке, с учетом плотности застройки и расположения существующих коммуникаций и рельефа местности и оптимального створа перехода через естественные и искусственные препятствия. Участок свободен от зданий и сооружений, что позволит обеспечить безопасную эксплуатацию инженерного сооружения.
Строительство и эксплуатация трассы газопровода, исключающее размещение на земельных участках, находящихся в собственности (пользовании) физических и юридических лиц невозможно, в связи с тем, что ГРПБ и Газопровод межпоселковый до д. Глядково Можайского г.о. Московской области, введенный в эксплуатацию 01.06.2009 г., являющийся единственным источником для догазификации д. Глядково Можайского г.о. расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0050403:204.
Альтернативных источников газоснабжения в населенном пункте дер. Глядково Можайского городского округа Московской области не имеется.
Проект разрабатывался с соблюдением нормативных расстояний до существующих в зоне строительства сетей инженерно-технического обеспечения, зданий и сооружений, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 и СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002".
Согласно пункту 5.2.1 СП 62.13330.2011 при прокладке газопроводов на пахотных и орошаемых землях глубина заложения должна быть не менее 1,2 м до верха трубы, что обусловлено требованиями к безопасности и эксплуатационным характеристикам сетей газораспределения.
Суды указали, что в материалы дела приобщены приложения к ходатайству об установлении публичного сервитута, в соответствии с которыми указаны расчеты, доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута:
Проектно-изыскательские работы для строительства линейного объекта "Распределительный газопровод среднего давления Р 0,3 МПа, расположенный по адресу: Московская область, Можайский городской округ, д. Глядково. Догазификация деревни Глядково, Можайский городской округ Московская область."), (далее - газопровод) выполняются в целях газификации жилых домов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 50:18:0050403:43, 50:18:0050403:161, 50:18:0050308:016, 50:18:0050403:0006, 50:18:0050308:149, 50:18:0050308:127, 50:18:0050403:545, 50:18:0050308:35,50:18:0050308:002, 50:18:0050308:77, 50:18:0050308:32, 50:18:0050308:143 50:18:0050308:015, 50:18:0050308:398, 50:18:0050308:175, 50:18:0050308:004, 50:18:0050308:223, 50:18:0050308:45, 50:18:0050308:82, 50:18:0050308:50, 50:18:0050308:163 50:18:0050308:126, 50:18:0050308:420, 50:18:0050308:83, 50:18:0050308:0037, 50:18:0050308:0080, 50:18:0050308:426, 50:18:0050308:225,50:18:0050308:409,50:18:0050308:230,50:18:0050308:782,50:18:0050403:20,50:18:0050308:101,50:18:0050308:225,50:18:0050403:193,50:18:0050403:25,50:18:0050308:208,50:18:0000000:65,50:18:0050308:0010,50:18:0050308:81,50:18:0050308:69,50:18:0050308:36,50:18:005030813650:18:0050308:410,50:18:0050308:423,50:18:0050308:125, 50:18:0050308:130 по адресу: Московская область, Можайский городской округ, д. Глядково, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 (Перечень поручений утвержден Президентом РФ 02.05.2021 N Пр-753) для выполнения мероприятия по подводке газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных в газифицированных населенных пунктах.
В процессе проектирования рассматривался один вариант прокладки трассы проектируемого газопровода: в связи с расположением места подключения к существующему газопроводу среднего давления (от существующего ГРПШ существующее отличающее устройство в надземном исполнении) на территории земельного участка 50:18:0050403:204.
Расположение проектируемого газопровода с соблюдением нормативов в соответствии с требованиями СП 62.13330.2011 на других земельных участках невозможно.
При этом, строительство газопровода произведено в соответствии с требованиями:
- Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870.
- СП 62.13330.2011 с изм. 1-4 "Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНИП 42-01-2002", утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 780.
- СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб", утвержденного постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 112.
Повороты проектируемого газопровода среднего давления предполагается выполнить упругими изгибами (с радиусами не менее 25 наружных диаметров трубы) и отводами.
С целью безопасной эксплуатации построенного газопровода АО "Мособлгаз" будет осуществлять работы по техническому обслуживанию и ремонту данного газопровода и технических устройств.
Охранные зоны газораспределительных сетей и сооружений на них устанавливаются в соответствии с "Правилами охраны газораспределительных сетей", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 с изм. от 20 ноября 2000 г.
В приложения к ходатайству об установлении публичного сервитута также указано обоснование размещения инженерного сооружения на земельном участке, находящегося в собственности юридического лица.
Суды указали, что возможность размещения газопровода среднего Р 0,3 МПа давления на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам отсутствует.
Альтернативного варианта прокладки газопровода нет, так как на земельном участке с кадастровым номером N 50:18:0050403:204 осуществляется присоединение к существующему газопроводу среднего давления (выход из ГРПШ) по Техническим условия N 9648-35ДНП/1 от 06.09.2022 г. АО "Мособлгаз".
Учитывая это обстоятельство, проектом предусмотрено размещение газопровода на земельном участке с кадастровым номером N 50:18:0050403:204 и размещение строительной техники на период строительства в пределах полосы отвода, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, выбранный маршрут трассы газопровода обеспечивает расчетное давление газа у потребителя, выполнение всех действующих норм промышленной безопасности, доставку газа к потребителю по кратчайшему расстоянию, возможность и удобство проведения строительно-монтажных работ, сведение к минимуму обременяемых земельных участков, минимальный вред окружающей среде при строительстве и эксплуатации системы газораспределения, размещение на территории свободной от застройки, для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации имеется доступ к трассе газопровода, имеется возможность использования существующей дорожной инфраструктуры для доставки материалов и оборудования в процессе строительства, отсутствует необходимость переустройства сторонних коммуникаций, отсутствие обременения газопроводом существующих зданий или сооружений.
Частью 2 статьи 78 ЗК РФ установлено, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Соответственно, отнесение земельного участка к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и к особо ценным сельскохозяйственным угодьям не препятствует установлению публичного сервитута для строительства газопровода.
Дополнительным требованием к пользователю сервитута выступает необходимость разработки проекта рекультивации и проведения такой рекультивации по результатам строительства, что пунктом 1 Постановления от 13.07.2023 N 2971-П предусмотрено.
При этом необходимость предоставления проекта рекультивации земель регулирует порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, но не распространяется на регулирование правоотношений касающихся установления сервитута.
Суды установили, что согласованный план размещения нового газопровода является экономически обоснованным, отвечающим интересам всех заинтересованных в газификации лиц, с учетом целевого назначения и вида разрешенного использования земельных участков ("для сельскохозяйственного производства") прокладка под землей газопровода не является для заявителя обременительной вовсе, соответственно, положения пункта 8 статьи 23 ЗК РФ были соблюдены.
В письме от 30.05.2023 Исх. N 70 предприниматель предлагала место размещения газопровода, который по протяженности является практически одинаковым, но как пояснил представитель АО "Мособлгаз" в судебном заседании, прокладка газопровода параллельно имеющемуся газопроводу требует установления еще одной охранной зоны для нового участка газопровода, что в итоге приведет к установлению охранной зоны такой же площади, что и при выполнении работ по проекту АО "Мособлгаз".
Площадь публичного сервитута составляет 327 кв. м, из принадлежащих предпринимателю 35 387 кв. м, что не превышает 0,92% от общей площади земельного участка заявителя, газопровод планируется вести в той же стороне, где ранее обустроен иной газопровод по кратчайшему пути от земель общего пользования до уже имеющегося ГРПБ, от планируемой ветки газопровода планируется ведение газопровода далее вдоль дороги в сторону реки Иночь.
АО "Мособлгаз" обладало правом на обращение с ходатайством об установлении публичного сервитута, оспариваемому постановлению предшествовала указанная выше процедура.
Суды установили, что сообщение о возможном установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050403:204 было опубликовано на сайте Администрации Можайского г.о. 20.06.2023, что подтверждается представленным заинтересованным лицом скрин-шотом с сайта в сети Интернет, а также в газете "Новая жизнь" от 24.06.2023 за N 24 (13833).
Несмотря на то, что кадастровый номер земельного участка был указан с опечаткой "50:18:0050406:204" в приложенных к сообщению документах (Ходатайство об установлении сервитута и Описание границ сервитута) кадастровый номер участка был отражен корректно, в связи с чем, учитывая переписку заявителя с АО "Мособлгаз" ранее и ведение последним подготовительных работ по обустройству газопровода, ИП Ахметбекова Т.Н. была в курсе о желании АО "Мособлгаз" установить сервитут и могла по адресным ориентирам идентифицировать свой земельный участок.
Суды указали, что в письме от 30.05.2023 Исх. N 70 отражено, что предпринимателем 29.05.2023 получен проект договора безвозмездного пользования части земельного участка, однако, Ахметбекова Т.Н. от его подписания отказалась, т.е. о возможности установления публичного сервитута имела представление, но с предложенным вариантом не согласилась, соответственно, своевременное выявление сообщения об установлении публичного сервитута не могло бы повлечь изменения схемы прокладки газопровода.
Суды отметили, что в настоящем случае согласно выписке из ЕГРН от 21.06.2023 N КУВИ-001/20230143221398 спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", в связи с чем, установление публичного сервитута на их части не может каким-либо образом быть обременительным для их использования в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 ЗК РФ).
Суды указали, что в ходе рассмотрения дела представитель предпринимателя пояснил, что спорные земельные участки планируются к застройке, однако, в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательства планируемого строительства объектов для сельскохозяйственного производства в месте установленного Администрацией Можайского г.о. публичного сервитута в материалы дела не представлены, напротив, из фотографии земельного участка следует, что какие-либо объекты на нем отсутствуют, обработка земельного участка не ведется, в связи с чем, Администрацией Можайского г.о. обоснованно учитывалось текущее целевое назначение участков и разрешенное использование, отраженные в сведениях ЕГРН.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2024 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 по делу N А41-82234/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 78 ЗК РФ установлено, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
...
Суды установили, что согласованный план размещения нового газопровода является экономически обоснованным, отвечающим интересам всех заинтересованных в газификации лиц, с учетом целевого назначения и вида разрешенного использования земельных участков ("для сельскохозяйственного производства") прокладка под землей газопровода не является для заявителя обременительной вовсе, соответственно, положения пункта 8 статьи 23 ЗК РФ были соблюдены.
...
Суды отметили, что в настоящем случае согласно выписке из ЕГРН от 21.06.2023 N КУВИ-001/20230143221398 спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", в связи с чем, установление публичного сервитута на их части не может каким-либо образом быть обременительным для их использования в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 ЗК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2024 г. N Ф05-12940/24 по делу N А41-82234/2023