г. Москва |
|
07 августа 2024 г. |
Дело N А40-243911/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Анциферовой О.В., Нагорной А.Н.,
при участии в заседании от заявителя: Серопян Н.Р., доверенность от 01.01.2024; от заинтересованного лица: Дамбаева Э.О., доверенность от 02.04.2024;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по делу
по заявлению ООО "Мотор-Плейс"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мотор-Плейс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни (далее - заинтересованное лицо) по отказу в выпуске товаров по ДТ N 10009100/240723/31166044, N 10009100/260723/3118164, N 10009100/020823/3124229, формализованных в проставлении отметок в графах С указанных ДТ соответственно 25.07.2023, 27.07.2023 и 02.08.2023, а также о возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенные операции в размере 90 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Центральная акцизная таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Отзыв на кассационную жалобу приобщен судебной коллегией к материалам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом, ООО "МоторПлейс" обратилось в Акцизный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни ФТС России с целью таможенного оформления поставленного товара. Для таможенного оформления в акцизный специализированный таможенный пост ЦАТ ФТС заявителем была предъявлена декларация (N 1) ДТ N 10009100/240723/31166044 от 24 июля 2023 года с приложением всех необходимых разрешительных документов, а именно: письмо от 21 июля 2023 года N 700/18-460 в таможенные органы РФ об информировании на ввоз единичных транспортных средств; заявка на проведение работ по экспертизе ранее проведенных результатов испытаний единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Правилами применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия, утвержденными постановлением Правительства Российской от 12 мая 2022 N855; заявка на проведение работ по исследованиям (испытаниям), измерениям единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Правилами применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 N 855; договор на выполнение работ с ФГУП "НАМИ".
В соответствии с пунктом 6 Порядка ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 N 130, подтверждение соблюдения мер технического регулирования не требуется в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, если такая продукция является образцами (пробами) продукции, которые ввозятся (ввезены) для проведения исследований (испытаний) и измерений, при условии наличия у декларанта договора с органом по оценке соответствия (органом по сертификации продукции или испытательной лабораторией (центром)), предусмотренным соответствующим техническим регламентом Союза, или письма такого органа по оценке соответствия (органа по сертификации продукции или испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество ввезенных образцов (проб) продукции.
В данном случае заявителем ввозились мотоциклы-образцы для проведения исследований (испытаний) на основании договора с органом по оценке соответствия - ФГУП "НАМИ" с указанием моделей и количества необходимых мотоциклов-образцов с целью получения заключения об оценке единичного транспортного средства в рамках Постановления Правительства РФ от 12.05.2022 N 855.
Пунктом 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.05.2022 N 855, регламентировано, что в случае принятия решения о заключении договора о выполнении работ по оценке соответствия транспортного средства (шасси) экспертная организация: заключает с заявителем договор о выполнении работ по оценке соответствия транспортного средства (шасси), содержащий в том числе информацию о представлении образцов транспортных средств (шасси); проводит идентификацию представленных образцов транспортных средств (шасси), их испытания и экспертизу ранее проведенных результатов испытаний (при необходимости); в течение 5 рабочих дней со дня завершения испытаний оформляет протоколы испытаний, к каждому из которых прилагается составленное и заверенное крупнейшим изготовителем техническое описание; рассматривает заявку и анализирует ее с целью установления выполнения технических требований; подготавливает решение о возможности оформления заключения об оценке типа транспортного средства и (или) заключения об оценке типа шасси; направляет заключение об оценке типа транспортного средства и (или) заключение об оценке типа шасси в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на рассмотрение и утверждение.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает проведение оценки соответствия обязательным техническим требованиям в отношении мототранспортных средств на основании договора с ФГУП "НАМИ" путем проведения испытаний или экспертизы ранее проведенных результатов испытаний, по результатам которых оформляется заключение об оценке единичного транспортного средства.
В данном случае для соблюдения мер технического регулирования в отношении декларируемых товаров в графе 37 ДТ указан код классификатора особенностей перемещения "064" (товары, ввозимые в качестве проб (образцов) для целей подтверждения соблюдения мер технического регулирования), а в графе 44 ДТ указаны договор с уполномоченной организацией ФГУП "НАМИ" от 12.07.23 и уведомление декларанта о подтверждении использования.
24 июля 2023 года акцизный специализированный таможенный пост ЦАТ ФТС направил требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара и отказала в выпуске товаров по ДТ N 10009100/240723/31166044 от 24 июля 2023 года со ссылками на пп.1. п.1. статьи 125 ТК ЕАЭС и пп.1 п.1. статьи 135 с рекомендацией о подаче новой декларации с документами, указанными в требовании таможенного органа.
26 июля 2023 года заявитель подал новую (N 2) декларацию ДТ N N 10009100/260723/3118164 от 26 июля 2023 года, а также запрос исх. N 24 от 26 июля 2023 года с приложением отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.07.2023 по 25.07.2023 от 26.07.2023 года. В указанном запросе заявитель просил разъяснить причины и основания принятия 25.07.2023 акцизным специализированным таможенным постом (ЦЭД) Центральной акцизной таможни решения об отказе в выпуске ДТ N 10009100/240723/3116044 от 24 июля 2023 года, так как все необходимые документы были предоставлены и денежных средств на счету заявителя согласно отчету о расходовании было достаточно для таможенных операций.
Заявитель в своем запросе указал, что юридическое основание для отказа в выпуске ДТ N 10009100/2407232/3116044 от 24 июля 2023 года, а именно, невыполнение условий выпуска товаров под процедуру "выпуск для внутреннего потребления" путем неуплаты таможенных платежей (либо отсутствия денег для их уплаты) не соответствует фактическим обстоятельствам, в связи с чем такое решение таможенного органа нельзя признать правомерным, так как согласно отчету о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на ЕЛС заявителя, остаток денежных средств на 25.07.2023 года составлял 14 335, 361,10 руб., что превышает сумму таможенных платежей, подлежащих уплате по ДТ N10009100/240723/3116044 от 24 июля 2023 года.
В своем ответе на запрос таможенный орган 07.08.2023 года N 36-15/3214 сообщил, что новые мотоциклы в соответствии с классификацией транспортных средств по категориям относятся к категории L и являются объектом технического регламента таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877.
Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям Технического регламента ТС 018/2011, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 июля 2015 года N 77. Согласно положениям Технического регламента ТС 018/2011 документом, удостоверяющим соответствие новых мотоциклов, рабочий объем двигателя, которых превышает 50 см3 (или), максимальная конструктивная скорость превышает 50 км/ч, требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, является одобрение типа транспортного средства (ОТТС).
В настоящее время необходимость оформления ОТТС в отношении транспортных средств, включенных в Перечень, сохраняется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2022 года N 855 "Об утверждении правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия" определены временные механизмы оценки соответствия, в том числе новых единичных транспортных средств, не оснащенных системой (устройством) вывоза экстренных оперативных служб (УВЭОС), ввозимых в Российскую Федерацию юридическими лицами с выдачей заключения об оценке единичного транспортного средства (заключение "НАМИ").
В соответствии с п.13.1. Технического регламента ТС 018/2011, УВЭОС оснащаются только выпускаемые в обращение транспортные средства категорий M1,N1,M2,M3,N2,N3. Данные положения не распространяются на транспортные средства категории "L".
01.08.2023 года заявитель обратился с запросом исх. N 26 в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) и в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) с запросом исх. N 25 о разъяснении отдельных положений Постановления Правительства РФ от 12.05.2022 года N 855. В своих запросах заявитель просит разъяснить распространяет ли свое действие положения Постановления Правительства РФ от 12.05.2022 года N 855 на мототранспортные средства (мотоциклы) категории "L" и допустима ли выдача ФГУП "НАМИ" заключений об оценке единичного транспортного средства в отношении мототранспортных средств (мотоциклов) категории "L".
02 августа 2023 года заявитель подал новую (N 3) декларацию ДТ N 10009100/020823/ 3124229 от 02.08.2023 года на выпуск товаров, в ответ на которую 03 августа 2023 года акцизный специализированный таможенный пост направил уведомление N б/н от 03.08.2023 года, в котором указал, что вопрос о возможности представления в таможенный орган заключения "НАМИ" вместо ОТТС не находится в компетенции Центральной акцизной таможни, и предложил обратиться в Минпромторг России.
28 августа 2023 года в своем ответе N 10683-СЕ/05 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) указывает, что в определении единичного транспортного средства не содержится указаний на категорию транспортного средства. Кроме того, в Приложении N 7 к Правилам содержатся обязательные технические требования в отношении транспортных средств категории L.
Таким образом, под определение единичного транспортного средства попадают все транспортные средства - категорий L, М, N, О, включая мототранспортные средства.
29 августа 2023 года заявитель подал новую (N 4) декларацию ДТ N 10009100/290823/3136562 от 29 августа 2023 года с приложением ответа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), после которой товары были выпущены таможенным органом для внутреннего потребления.
В обоснование своих возражений таможенный орган ссылается на письмо Минпромторга России от 19.09.2023 N КА-90612/20 (далее - письмо), в котором по обоснованию таможенного органа указано, что обязанность предоставления таможенным органам заключений об оценке единичного транспортного средства при ввозе в Российскую Федерацию транспортных средств, не оснащенных УВЭОС, Правилами не установлена.
Однако, как обоснованно указано судами, указанное письмо нормативный характер не носит.
При этом согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства РФ о таможенном регулировании и иных правовых актах РФ в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела и доводы заявления, суды установили, что действиями таможенного органа нарушены права ООО "Мотор-Плейс" в сфере предпринимательской деятельности, в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, приводимые заинтересованным лицом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы регистрирующего органа основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по делу N А40-243911/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность действий заявителя, признав неправомерным отказ таможенного органа в выпуске мотоциклов-образцов для испытаний. Суд установил, что все необходимые документы были предоставлены, а также признал право на возврат излишне уплаченных таможенных сборов. Кассационная жалоба таможни была отклонена, решения нижестоящих судов оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2024 г. N Ф05-15362/24 по делу N А40-243911/2023