г. Москва |
|
9 августа 2024 г. |
Дело N А41-75590/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 09.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
Анисимовой О.В., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от ООО "ВИД": не явился, извещён;
от Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области: не явился, извещён;
от Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа: не явился, извещён;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явился, извещён;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещён;
от Министерства обороны Российской Федерации: Уткин В.В. по доверенности от 11.10.2022, удостоверению;
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещён;
от ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства" обороны Российской Федерации: не явился, извещён;
от ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: не явился, извещён;
от АО "Военторг-Москва": не явился, извещён;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явился, извещён;
рассмотрев 06.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 15.07.2022 Арбитражного суда Московской области, на постановление от 16.04.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-75590/2021
по заявлению ООО "ВИД"
к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа,
третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Московской области, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства" обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, АО "Военторг-Москва", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
о признании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВИД" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее - администрация), Комитету по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа (далее - комитет) с требованиями о признании недействительным решения от 28.07.2021 N Р001-9991160297-47093662 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящиеся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов", обязании осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:26:0210107:9189, расположенного по адресу: Московская обл., Наро-Фоминский т.о., р.п. Калининец, д. 3Б/ГЛ, площадью 3 723 кв. м, категории "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "служебные гаражи", в трех экземплярах, их подписание и направить проекты для подписания ООО "ВИД".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Московской области, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства" обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, АО "Военторг-Москва", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.07.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Минобороны РФ, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что ООО "Вид" является собственником объекта недвижимого имущества, гаража общей площадью 659, 9 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский г.о., р.п. Калининец, д. ЗБ/ГЛ.
Право собственности ООО "Вид" зарегистрировано в ЕГРП 11.01.2012 на основании договора N 0512/11 от 05.12.2011, заключенного между ООО "Вид" и ОАО "Управление торговли Московского военного округа".
Указанные обстоятельства подтверждены решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2014 по делу N А41-68530/13, которым удовлетворены требования ООО "Вид" о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района, бездействия администрации Наро-Фоминского муниципального района, обязании устранить допущенные нарушения.
Суд обязал администрацию Наро-Фоминского муниципального района в месячный срок утвердить схемы расположения земельных участков под принадлежащими ООО "Вид" на праве собственности объектами недвижимого имущества, в том числе гаражом.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 решение от 05.05.2014 оставлено без изменения.
Постановлением администрации от 29.05.2015 N 809 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в городском поселении Калининец, установлении вида разрешенного использования земельного участка и отнесении его к категории земель - "земли населенных пунктов" утверждена схема расположения земельного участка площадью, не позволяющей пользоваться объектом недвижимости для его разрешенного использования - 900 кв. м.
В связи с тем, что указанное постановление администрации нарушало права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, лишая возможности оформления прав на часть правомерно используемого земельного участка и необходимого для эксплуатации здания в установленном законом порядке, ООО "Вид" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным данного постановления, обязании устранить нарушения.
Согласно заключению проведенной по делу в рамках рассмотрения указанного заявления судебной экспертизы N 30/01-16 от 29.12.2015, площадь земельного участка необходимого для разрешенного использования гаража - 3835 кв. м. В экспертном заключении приведены границы координат земельного участка, необходимого для размещения здания.
Решением суда от 18.03.2016 по делу N А41-44778/2015 заявленные требования, в части, касающейся требований, предъявленных к администрации, удовлетворены, суд обязал администрацию внести изменения в постановление путем утверждения схемы расположения земельного участка соответствующей параметрам, определенным судебной экспертизой.
Постановлением Десятого арбитражного суда от 08.07.2016 решение оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2016 решение суда от 18.03.2016 и постановление от 08.07.2016 по указанному делу оставлены без изменения.
На основании внесенных изменений в схему расположения земельного участка 20.03.2017 произведен его кадастровый учет за N 50:26:0210107:9189, площадь участка 3 723 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "автомобильный транспорт".
Реализуя предусмотренное ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право выкупа земельного участка ООО "Вид" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена с собственность за плату без проведения торгов".
Решением от 21.11.2018 комитет по управлению государственным имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа в предоставлении государственной услуги отказал со ссылкой на ст. 27 Земельного кодекса РФ (земельный участок расположен в границах иных лесничеств и лесопарков), согласно сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.
В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Закона N 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица.
30.07.2019 ООО "Вид" обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги "Приведение сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости".
Решением от 12.08.2019 в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отказано в связи с фактическим отсутствием пересечения границ земельного участка с границами лесного фонда.
В связи с устранением причин отказа, указанных в решении комитета от 04.07.2019, ООО "Вид" 20.09.2019 повторно обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка.
Решением от 05.11.2019 N Р001-9991160297-28844911 в предоставлении государственной услуги вновь отказано, в том числе по тому основанию, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию (п. 13.2.34 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", - утвержденного Распоряжением Минмособлимущества от 26.12.2018 N 15ВР-1814).
Согласно решению об отказе, вид разрешенного использования земельного участка с КН 50:26:0210107:9189 установлен "автомобильный транспорт", однако фактически данный участок используется для иных целей. На испрашиваемом земельном участке расположено нежилое здание (гараж), складируются автомобильные запасные части.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования земельного участка "автомобильный транспорт" предполагает размещение автомобильных дорог за пределами населенных пунктов, обслуживание перевозок пассажиров, стоянки транспорта общего пользования.
Решением об отказе предложено обратиться в Администрацию с заявлением после устранения указанных нарушений.
Объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, использовался в качестве гаража, в том числе, для складирования автомобильных запасных частей, ООО "Вид" с момента его приобретения и предыдущим собственником, а указанные для вида разрешенного использования "автомобильный транспорт" виды деятельности на земельном участке никогда не осуществлялись.
Учитывая несоответствие установленного вида разрешенного использования земельного участка целевому назначению здания, на котором оно расположено, в целях устранения выявленного несоответствия, послужившего основанием для отказа в предоставлении земельного участка, ООО "Вид" обратилось в администрацию с заявлением от 28.02.2020 об изменении вида разрешенного земельного участка на вид разрешенного использования "служебные гаражи".
Письмом от 06.04.2020 N 153-01Исх-4555/2020, направленным заявителю по электронной почте 20.04.2020, комитет сообщил об отсутствии возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, указав, что согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области испрашиваемый участок имеет пересечение с иными лесничествами или лесопарками (сведения подлежат уточнению).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.11.2020 по делу N А41-44076/2020 решение от 06.04.2020 N 153-01Исх-4555/2020 признано незаконным, суд обязал принять решение об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка.
Постановлением Десятого арбитражного суда от 04.03.2021 решение от 27.11.2020 оставлено без изменения.
После изменения вида разрешенного использования ООО "Вид" вновь обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка.
Решением от 28.07.2021 N Р001-9991160297-47093662 в предоставлении государственной услуги вновь было отказано, в связи с тем, что земельный участок имеет пересечение с иными лесничествами, отсутствуют описания местоположения объекта недвижимости на земельном участке в сведениях ЕГРН.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями главы 24 АПК РФ и исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, его содержание и документы, представляемые с заявлением, установлены статьями 39.15. 39.17 ЗК РФ
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Суды указали, что как следует из оспариваемого решения, одним из основанием для отказа послужило то, что, по мнению заинтересованного лица, испрашиваемый земельный участок имеет наложение границ с землями лесного фонда.
Суды посчитали данное основание для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги необоснованным, поскольку вопрос об оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 50:26:0210107:9189 был рассмотрен в рамках дела N А41-44076/2020 и не нашел своего подтверждения.
Суды установили, что испрашиваемый земельный участок входит в утвержденные генеральным планом г/п Калининец границы населенного пункта - поселка Калининец.
Аналогичные границы населенного пункта - поселка Калининец отражены в Генеральном плане Наро-Фоминского городского округа Московской области, утвержденном решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа от 24.03.2020 N 4/46.
При таких обстоятельствах, испрашиваемый заявителем земельный участок, даже если он и располагался в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны, подлежит исключению из лесничеств, лесопарков в силу закона.
Определением от 22 декабря 2022 года Десятым арбитражным апелляционным судом по делу N А41-75590/21 назначена экспертиза, ее проведение поручено экспертам АНО "Столичный центр юридической диагностики и судебной экспертизы" (107078, г. Москва ул. Садовая-Черногрязская, д. 8, стр. 1, оф. 411) Елагину Дмитрию Андреевичу и Шейнбергу Борису Самуиловичу.
Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1. Установить на местности фактическое расположение земельного участка с кадастровым номером 50:26:0210107:9189, расположенного по адресу: Московская обл., Наро-Фоминский г.о., р.п. Калининец, д. N Б/ГЛ, площадью 3 723 кв. м, определив его границы с указанием характерных точек координат.
2. Соответствует ли местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:26:0210107:9189, расположенного по адресу: Московская обл., Наро-Фоминский г.о., р.п. Калининец, д. N Б/ГЛ, площадью 3 723 кв. м данным, содержащимся в ЕГРН.
3. Установлены ли согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН координаты границ объекта капитального строительства, с КН: 50:26:0000000:18584, принадлежащего ООО "Вид" и если установлены в границах какого земельного участка данный объект расположен?
4. Установить имеется ли пересечение (наложение) границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0210107:9189 по отношению к земельному участку с кадастровым номером 50:26:0000000:51662, предоставленному на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России, с указанием характерных точек координат. В случае их наличия установить место пересечения, площадь наложения в отношении земельного участка с приложением графического материала, указать причины наложения.
В материалы дела представлено экспертное заключение, согласно которому:
- Экспертом составлена Схема расположения земельного участка. Фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:26:0210107:9189 соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН.
- Объект капитального строительства с кадастровым номером 50:26:0000000:18584 расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0210107:9189. Сведения о его местоположении с указанием координат границ в ЕГРН не содержаться.
- Установить имеется ли пересечение (наложение) границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0210107:9189 по отношению к земельного участку с кадастровым номером 50:26:0000000:51662 не представляется возможным по причинам, указанным в исследовательской части.
Исходя из экспертного заключения суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ), в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Суды указали, что на момент рассмотрения настоящего спора зарегистрированное право ООО "Вид" на гараж общей площадью 659, 9 кв. м по адресу: Московская область, Наро-Фоминский г.о., р.п. Калининец, д. ЗБ/ГЛ не оспорено.
Приведенные в оспариваемом решении от 28.07.2021 в качестве основания для отказа ссылки на отсутствие описания местоположения объекта недвижимости на земельном участке в сведениях ЕГРН, не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, как не предусмотренные положениями статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Суды пришли к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.07.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А41-75590/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, указав на необоснованность ссылок на наложение границ с землями лесного фонда. Суд установил, что заявитель имеет зарегистрированное право на объект недвижимости и что испрашиваемый участок соответствует требованиям законодательства. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2024 г. N Ф05-16542/24 по делу N А41-75590/2021