Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 мая 2008 г. N А09-4346/07-9
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца Брянская городская администрация - К.А.С. - представителя (дов. б/н от 05.02.2008); от ответчиков: 1. ЗАО "Б" - Ш.А.А. - представителя (дов. б/н от 05.05.2008), Л.Э.В. - представителя (дов. б/н от 05.05.2008); 2. УФРС по Брянской области - Ш.С.В. - представителя (дов. N 55 от 12.03.2008); от третьего лица - представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области и ЗАО "Б" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.12.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2008 по делу N А09-4346/07-9, установил:
Брянская городская администрация, г. Брянск, обратилась в арбитражный суд с иском к Закрытому акционерному обществу (далее - ЗАО) "Б", г. Брянск, и Управлению Федеральной регистрационной службы (далее - УФРС) по Брянской области, г. Брянск, о признании недействительной государственной регистрации права собственности Общества на недвижимое имущество площадью 73,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Л., около дома N 86-А (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено муниципальное унитарное (далее - МУ) "Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие", г. Брянск.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.12.2007, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2008, иск удовлетворен.
Считая, что данные судебные акты противоречат нормам материального и процессуального права, УФРС по Брянской области и ЗАО "Б" обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просили указанные решение и постановление отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Кассационная коллегия считает возможным в соответствии с ч. 3 ст. 284 АПК РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты следует оставить без изменения по нижеизложенным основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 19.04.2000 между Брянской городской Администрацией (арендодателем) и МУП "Бежицкое пассажирское автотранспортное предприятие" (арендатором) (в настоящее время - МУ "Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие") заключен договор аренды N 12311, согласно которому арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование арендатору сроком на 5 лет земельный участок площадью 64812 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Л., 86а, для эксплуатации территории (площади) автобусного парка.
Часть указанного земельного участка площадью 1100 кв. м МУП "Бежицкое пассажирское автотранспортное предприятие" на основании договора субаренды от 01.09.2000 передало ЗАО "Б" в пользование на четыре года для эксплуатации автозаправочной станции контейнерного типа.
02.08.2002, на основании решения третейского суда "Брянский экономический арбитраж" от 21.05.2002 по делу N ТС БЭА-2002/09, которым признано право собственности ЗАО "Б" на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Л., д. 86а, ЗАО "Б" выдано свидетельство серии 32-АА N 048780 о государственной регистрации права собственности на здание диспетчерского пункта общей площадью 7,7 кв. м, находящееся на земельном участке около дома N 86а по ул. Л. г. Брянска.
Определением третейского суда "Брянский экономический арбитраж" от 08.12.2003 по делу N ТС БЭА-2002/09 в связи с ошибкой, допущенной в точном наименовании недвижимого имущества, резолютивная часть решения от 21.05.2002 была изложена в следующей редакции: "Признать за ЗАО "Б" право собственности на недвижимое имущество - автозаправочную станцию, расположенную по адресу: г. Брянск, ул. Л., о/д 86а, общей площадью застройки 73,2 кв. м, в составе здания диспетчерского пункта на кирпичном цоколе площадью застройки 9 кв. м, общей площадью 7,7 кв. м, 6 топливно-раздаточных колонок "Нара-27М" (бензозаправочные пункты) площадью застройки 8,4 кв. м и трех восемнадцатикубовых емкостей для ГСМ площадью застройки 55,8 кв. м".
29.07.2004 между Брянской городской Администрацией и МУ "Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие" заключен договор аренды N 30071 земельного участка, расположенного по тому же адресу, но меньшей площадью (64015 кв. м.) сроком на 49 лет.
22.02.2005 УФРС по Брянской области зарегистрировано право собственности ЗАО "Б" на автозаправочную станцию площадью 73,2 кв. м, расположенную по адресу: Брянская обл., г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Л., около дома N 86А (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 32-32-28/002/2005-683). Запись о государственной регистрации права на здание диспетчерского пункта общей площадью 7,7 кв. м по указанному адресу прекращена.
По истечения срока действия договора субаренды от 01.09.2000 ЗАО "Б" отказалось освобождать земельный участок.
Полагая, что регистрация права собственности за ЗАО "Б" на автозаправочную станцию площадью 73,2 кв. м проведена с нарушением действующего законодательства, Брянская городская Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из того, что решение третейского суда о признании права собственности на объекты недвижимости не может являться основанием для регистрации права собственности на недвижимость. При этом суды обоснованно руководствовались следующем.
В п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ перечислены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Одним из таких оснований является вступивший в законную силу судебный акт.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Исходя из ст. 31 Федерального закона "О третейских судах" решение третейского суда обязательно только для сторон спора и не обязательно для третьих лиц.
Поскольку право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации, а государственная регистрация такого права, носит публично-правовой характер, что следует из п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ, суды пришли к правомерному выводу о том, что споры о признании права собственности на недвижимое имущество в силу ст. 4 Федерального закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" могут быть рассмотрены только государственными судами.
На основании указанного и учитывая то, что земельный участок для строительства АЗС органами местного самоуправления ЗАО "Б" не предоставлялся, документов, подтверждающих право на АЗС как на вновь создаваемый объект недвижимости Общество в регистрирующий орган не представило, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительной государственную регистрацию права собственности ЗАО "Б" на недвижимость площадью 73,2 кв. м, расположенную по адресу: г. Брянск, ул. Л., около дома N 86-А.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 12.05.2006 по делу N А09-7091/05-11 МУ "Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие" отказано в удовлетворении аналогичного иска к ЗАО "Б", не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Из указанного дела следует, что основанием для отказа в удовлетворении иска явилось отсутствие нарушения прав МУ "Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие" спорной регистрацией. В настоящем деле суды установили, что данная государственная регистрация затрагивает интересы Брянской городской администрации.
Ссылка на то, что оспариваемым решением и постановлением спорное недвижимое имущество выведено из гражданского оборота, была известна судам первой и апелляционной инстанций, исследовалась ими, и обоснованно отклонена в связи с тем, что данное обстоятельство не является подтверждением законности государственной регистрации.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии оспариваемых судебных актов, кассационной коллегией не установлено. Оснований для их отмены не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 06.12.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2008 по делу N А09-4346/07-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 мая 2008 г. N А09-4346/07-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании