г. Москва |
|
19 августа 2024 г. |
Дело N А40-191065/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В. Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "СМУ-6": Агаев И.З по доверенности от 01.08.2023, паспорту;
от ООО Фирма "ЭС Зэт": не явился, извещён;
от Правительства Москвы: Аугулис Р.Р. по доверенности от 29.11.2023, удостоверению;
рассмотрев 13.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СМУ-6"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2024,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024,
по делу N А40-191065/2023
по заявлению ООО "СМУ-6", ООО Фирма "ЭС Зэт"
к Правительству Москвы
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление 6" (далее - ООО "СМУ-6"), общество с ограниченной ответственностью Фирма "ЭС Зэт" (далее - ООО Фирма "ЭС Зэт") (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Правительства Москвы от 26.05.2023 N 930-ПП "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Александры Монаховой и ул. Эдварда Грига".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "СМУ-6" просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель ООО "СМУ-6" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель Правительства Москвы возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что заявители являются собственниками земельных участков, в отношении которых было принято постановление Правительства Москвы от 26.05.2023 N 930-ПП.
ООО "СМУ 6" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:17:0120316:42040, по адресу город Москва, внутригородская территория поселение Сосенское, поселок Коммунарка, улица Александры Монаховой, земельный участок 55; ООО Фирма "ЭС Зэт" - земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:1328, по адресу город Москва, поселение Сосенское, в районе пос. Коммунарка, уч. N 57 Б и земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:1330, по адресу город Москва, поселение Сосенское, в районе пос. Коммунарка, уч. N 57/2.
ООО Фирма "ЭС Зэт" на земельном участке имеет объекты недвижимости: Нежилое здание - птичник N 3 (с пристройкой) Российская Федерация, г. Москва, вн.тер.г. поселение Сосенское, п Коммунарка, ул. Александры Монаховой, д. 57, стр. 1. При этом данное здание признано капитальным и прочно связано с землей, то есть имеет фундамент (в соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителей в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
Реализация мероприятий по комплексному развитию территорий нежилой застройки города Москвы осуществляется в соответствии с положениями главы 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядком взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении комплексного развития территорий нежилой застройки города Москвы и комплексного развития территорий города Москвы по инициативе правообладателей, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 23.03.2021 N 331-ПП (далее - порядок).
Согласно ч. 7 ст. 66 ГрК РФ процедура принятия и реализации решения о комплексном развитии территории нежилой застройки состоит из следующих этапов: 1) подготовка проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки и его согласование в случаях, установленных настоящим Кодексом; 2) опубликование проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, а также направление уполномоченным органом предложения о заключении договора о комплексном развитии территории нежилой застройки всем правообладателям объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории; 3) принятие решения о комплексном развитии территории нежилой застройки и его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации; 4) заключение договора о комплексном развитии территории нежилой застройки с правообладателями, выразившими в письменной форме согласие на его заключение, при условии, что такое согласие было получено от всех правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой подготовлен проект решения о комплексном развитии нежилой территории, и представлено в орган, направивший предложение о заключении указанного договора, не позднее сорока пяти дней со дня получения правообладателем этого предложения. Обязательным приложением к такому согласию должно являться соглашение, заключенное между правообладателями в соответствии с частями 6 и 7 статьи 70 настоящего Кодекса; 5) проведение торгов в целях заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, реализации такого решения юридическим лицом, определенным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, а также заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки с правообладателями в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей части); 6) заключение договора о комплексном развитии территории нежилой застройки (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации); 7) подготовка и утверждение документации по планировке территории, а также при необходимости внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки; 8) выполнение мероприятий, связанных с архитектурно-строительным проектированием, со строительством, сносом объектов капитального строительства, в целях реализации утвержденной документации по планировке территории а также иных необходимых мероприятий в соответствии с этапами реализации решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, в том числе по предоставлению необходимых для этих целей земельных участков.
Суды установили, что проект решения о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Александры Монаховой и ул. Эдварда Грига был подготовлен и согласован с органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 2.1 - 2.11 Порядка.
Проект решения о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Александры Монаховой и ул. Эдварда Грига в соответствии с требованиями пункта 2 части 7 статьи 66 ГрК РФ был опубликован 29.12.2022 на официальном сайте Правительства Москвы mos.ru на странице Департамента городского имущества города Москвы в разделе "Документы".
Согласование, утверждение и опубликование постановления Правительства Москвы от 26.05.2023 N 930-ПП "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Александры Монаховой и ул. Эдварда Грига" обеспечено в соответствии с Регламентом Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП.
Постановление Правительства Москвы от 26.05.2023 N 930-ПП опубликовано 06.06.2023 в "Вестник Москвы" спецвыпуск N 22, том 1, в соответствии со ст. 19 Закона города Москвы от 01.06.2011 N 23.
Суды пришли к выводу, что оспариваемое постановление принято в рамках установленной компетенции и в надлежащей форме и официально опубликовано.
Доводы заявителя о несоответствии постановления Правительства Москвы от 26.05.2023 N 930-ПП "О комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Александры Монаховой и ул. Эдварда Грига" проекту решения о комплексном развитии территории, и отсутствии в проекте решения спорных земельных участков суды признали несостоятельными, поскольку в заявлении заявители ссылаются на проект решения о комплексном развитии территории, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Эдварда Грига от 20.05.2023, который является иным проектом.
Суды указали, что спорные земельные участки поименованы и отражены в Проекте решения о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Александры Монаховой и ул. Эдварда Грига от 29.12.2022, а в последующем и в постановлении Правительства Москвы от 26.05.2023 N 930-ПП.
Согласно ч. 4 ст. 65 ГрК РФ комплексное развитие территории нежилой застройки: осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки: на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируются на основании адресных программ, утвержденных высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на них объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки; на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками.
Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120316:42040, 50:21:0120316:1328, 50:21:0120316:1330 обоснованно включены в границы комплексного развития территории нежилой застройки города Москвы.
ООО "СМУ-6" является собственником земельного участка с кадастровым номером: 77:17:0120316:42040.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:17:0120316:42040 установлен вид разрешенного использования (далее - ВРИ) "Производственно-складские предприятия" согласно классификатору код ВРИ: 6.9 (Склады) и 6.0 (Производственная деятельность).
ООО "Фирма ЭС Зэт" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:0120316:1328, 50:21:0120316:1330 и расположенном на нем нежилого здания с кадастровым номером 77:00:000000:73755.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:0120316:1328 и 50:21:0120316:1330 установлен вид разрешенного использования "для размещения производственно-складского комплекса" согласно классификатору код ВРИ: 6.9 (Склады) и 6.0 (Производственная деятельность), 6.9.1 (Складские площадки).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Москвы (далее - ПЗЗ города Москвы), утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП (в редакции от 23.08.2022 N 1801-ПП), на дату принятия решения о комплексном развитии территории расположенной по адресу: г. Москва, ул. Александры Монаховой и ул. Эдварда Грига земельный участок находился в границах зоны, для которой были установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 3.1.1 (предоставление коммунальных услуг), 3.3 (бытовое обслуживание), 3.4 (Здравоохранение), 3.5.1 (дошкольное, начальное и среднее общееобразование), 3.8.1 (Государственное управление), 4.1 (деловое управление), 4.2 (объекты торговли), 4.4 (магазины), 4.9 (служебные гаражи), 5.1.2 (обеспечение занятий спортом в помещениях), 7.1.2, (Обслуживание железнодорожных перевозок), 7.6 (Внеуличный транспорт).
Постановление Правительства Москвы от 23.08.2022 N 1801-ПП является действующим, опубликовано на официальный портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.08.2022 и в "Вестнике Москвы", спецвыпуск N 36, 30.08.2022.
Кроме того, нежилое здание с кадастровым номером 77:00:000000:73755 является "Птичником", что требует для земельного участка ВРИ 1.10 (Птицеводство), таким образом, объект капитального строительства не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0120316:1330 (6.0, 6.9, 6.9.1).
Суды пришли к выводу, что указанные земельные участки соответствовали критерию, установленному пунктом 3 части 4 статьи 65 ГрК РФ, постановление Правительства Москвы от 26.05.2023 N 930-ПП соответствует требованиям действующего законодательства.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 по делу N А40-191065/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований о признании незаконным постановления о комплексном развитии территории нежилой застройки, установив, что оно принято в рамках компетенции и в надлежащей форме. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, так как доводы заявителей о несоответствии постановления проекту решения признаны несостоятельными.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2024 г. N Ф05-34142/23 по делу N А40-191065/2023
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34142/2023
02.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11221/2024
19.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34142/2023
23.01.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34142/2023
17.01.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-191065/2023
12.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80284/2023
07.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69172/2023