г. Москва |
|
19 августа 2024 г. |
Дело N А40-205622/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В. Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края: не явился, извещён;
от Федеральной антимонопольной службы: Ратникова А.В. по доверенности от 27.11.2023, паспорту;
от ООО "ПСК Стройэффект": не явился, извещён;
от государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок": не явился, извещён;
рассмотрев 14.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
на решение от 31.01.2024 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 02.05.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-205622/2023
по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
к Федеральной антимонопольной службе,
третьи лица: ООО "ПСК Стройэффект", государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок",
об оспаривании решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского Края (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ответчик, ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения и предписания от 30.06.2023 по делу N 28/06/105-1534/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ПСК Стройэффект", государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе министерство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела)
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя ФАС России, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что ФАС России рассмотрена жалоба ООО "ПСК Стройэффект" на действия министерства, ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (далее - уполномоченный орган) при проведении заказчиком, уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2025 годах в городском округе городе-курорте Сочи (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0818500000823004425) (далее соответственно - Конкурс, Извещение).
По результатам рассмотрения принято решение от 30.06.2023 по делу N 28/06/105-1534/2023 о признании жалобы ООО "ПСК Стройэффект" обоснованной в части ненадлежащего формирования лота.
ФАС России выдано предписание от 30.06.2023 по делу N 28/06/105-1534/2023.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения министерства в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Полномочия административного органа, рассмотревшего дело и принявшего оспариваемые ненормативные правовые акты, определены ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, ч. 1 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 5.3.2.8 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Суды указали, что в соответствии с извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса: извещение размещено в ЕИС - 09.06.2023; 2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме; максимальное значение цены контракта - 1 463 988 334 руб.; Начальная сумма цен товара, работы, услуги - 103 584 851,16 руб.; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.06.2023; в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, при этом указанная заявка признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе; победителем Конкурса признано ООО "Стройюгрегион" с предложением о цене контракта в размере 1 463 988 334 руб.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с извещением местом выполнения работ является территория Краснодарского края.
Как установлено Комиссией ФАС России и следует из описания объекта закупки извещения (далее - Описание объекта закупки) заявителем предусмотрено выполнение работ по содержанию 39 участков автомобильных дорог в городском округе городе-курорте Сочи, расположенных в 4-х различных районах (в Адлерском, Лазаревском, Центральном, Хостинском районах).
Между тем, в целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в Российской Федерации в Письме ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 (действовавшем на дату размещения Извещения) изложены критерии формирования лота на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог города, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота.
Суды исходя из указанного письма ФАС России, указали, что для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого не превышает 1 млн. жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. руб.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что численность населения города-курорта Сочи на 2023 год составляет менее 1 миллиона жителей.
Учитывая изложенное, максимальное значение цены контракта по данной закупке не должно превышать 1 млрд. рублей.
Вместе с тем максимальное значение цены контракта по данной закупке составляет 1 463 988 334 руб.
При этом формирование объекта закупки с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 463 988 334 руб., обеспечением заявки на участие в Конкурсе - 73 199 416,70 руб., обеспечением исполнения контракта - 146 398 833,40 руб., а также дополнительным требованием о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в размере не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта налагает на участников закупки дополнительные финансовые обязательства, поскольку размер вышеуказанных обязательств зависит от начальной (максимальной) цены контракта, что приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.
В соответствии с извещением необходимо осуществить выполнение работ на дорогах, расположенных в различных районах города-курорта Сочи. В связи с чем, объединение в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 4 районах города-курорта Сочи влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Суды признали правомерным вывод ФАС России, что формирование заказчиком объекта закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, расположенных в разных районах города-курорта Сочи с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 463 988 334 руб. в городе, численность населения которого не превышает 1 млн. жителей, не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших лот закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются: конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утвержден прилагаемый перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы (далее - Перечень).
Объектом закупки является оказание услуг по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2025 годах в городском округе городе-курорте Сочи (код ОКПД2: 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог").
При этом код ОКПД2: 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог" отсутствует в перечне, в связи с чем проведение Заказчиком закупки путем открытого конкурса в электронной форме не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 пункта 4.1.3 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) установлено, что подрядчик обязан утвердить у Заказчика (уполномоченного представителя) составы выпускаемых смесей и полуфабрикатов.
Согласно пункту 4.1.3 проекта контракта, подрядчик обязан выполнить предусмотренные Проектом контракта работы в объеме, с качеством, в сроки, установленными Проектом контракта, в соответствии с технической документацией по объекту закупки, с действующими нормативными документами в сфере строительства, с применением материалов и технологий, отвечающих требованиям Заказчика.
Кроме того, вышеуказанное требование ставит подрядчика в зависимость от волеизъявления заказчика, заказчиком в проекте государственного контракта не определен порядок, сроки согласования подрядчиком соответствующих составов смесей и полуфабрикатов, в связи с чем исполнение указанного условия контракта может зависеть напрямую от волеизъявления заказчика.
Законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлена обязанность согласования с заказчиком выпускаемых смесей и полуфабрикатов в зависимости от применяемых национальных стандартов Российской Федерации.
Суды пришли к выводу, что комиссия ФАС России правомерно пришла к выводу, что вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного органа установившего в Проекте контракта требование о необходимости утверждения с заказчиком составов выпускаемых смесей и полуфабрикатов, используемых при производстве Работ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что отсутствуют правовые и фактические основания для признания оспоренного акта по делу недействительным в силу ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2024 по делу N А40-205622/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решения нижестоящих инстанций, отказав в удовлетворении требований о признании незаконным предписания ФАС. Установлено, что формирование лота на выполнение работ по содержанию дорог в Сочи нарушает принципы конкуренции, так как максимальная цена контракта превышает установленный лимит для городов с населением менее 1 млн. жителей.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2024 г. N Ф05-17221/24 по делу N А40-205622/2023