Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 августа 2008 г. N А09-7306/07-24
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 февраля 2008 г. N А09-7306/07-24
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "М" - К.В.Е. - представитель (дов. пост, от 01.08.2008 N 01/08/08); от Брянской таможни - С.О.Н. - главный государственный таможенный инспектор (дов. от 09.01.2008 N 03-12/12); Б.Т.Ю. - главный государственный таможенный инспектор (дов. пост, от 11.01.2008 N 03-12/81);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.06.2008 по делу N А09-7306/07-24, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне (далее - Таможня) о признании недействительным решения от 03.10.2007 N 10102000/031007/31 (уточненное требование).
Решением суда от 05.06.2008 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Таможня просит принятый по делу судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судом кассационной инстанции установлено следующее.
Как видно из материалов дела, Общество в период с 16.01.2007 по 06.06.2007 осуществляло ввоз с территории Украины на территорию РФ пальмового масла рафинированного, дезодорированного, отбеленного, в жидком состоянии, как наливном, так и в упаковках (31 партия), используемого российскими предприятиями в качестве сырья для пищевой промышленности.
Таможенный контроль при ввозе товаров на таможенную территорию РФ осуществлялся Брянской таможней.
10 октября 2007 года Обществом было получено решение Таможни от 03.10.2007 N 10102000/031007/31 "Об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения таможенного органа". Этим решением страна происхождения ввезенных Обществом товаров была не установлена. Прежнее признание Украины в качестве страны происхождения масла отменено.
В этот же день на основании указанных решений Таможни к ООО "М" были предъявлены требования об уплате таможенных платежей, включая НДС и пеней за несвоевременную их уплату на общую сумму по 31 поставке - 8032667 (восемь миллионов тридцать две тысячи шестьсот шестьдесят семь) рублей 25 коп.
Посчитав, что вышеуказанное решение таможенного органа противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требование заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации, в том числе путем освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.
Заявитель ввез на таможенную территорию Российской Федерации масло пальмовое в жидком состоянии рафинированное дезодорированное отбеленное, страной происхождения данного товара была указана Украина.
В соответствии с п. 6 Приказа ГТК РФ от 25.12.03 N 1539 не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 30 ТК РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, или в порядке определенном настоящим Кодексом.
Как указано в п. 1 ст. 32 ТК РФ, если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 32 ТК РФ для определения страны происхождения товаров также используются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции производились;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ТК РФ документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о прохождении товара или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 N 715 утвержден Перечень товаров, при ввозе которых на таможенную территорию РФ из государств-участников СНГ требуется представление сертификата о происхождении товара.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления следует читать как "N 716"
Указанным нормативным актом установлено, что при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации масел или жиров растительных или их фракций требуется предоставление сертификата о происхождении товара.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ТК РФ сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны ввоза, если в стране ввоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара.
Как видно из материалов дела заявитель представил в Таможню вместе с каждой ГТД сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1.
Таким образом, суд обоснованно посчитал, что Общество подтвердило, что ввозимый на таможенную территорию РФ товар происходил из Украины.
Кроме того, Решением от 30 ноября 2000 года Совет Глав Правительств СНГ "О правилах определения страны происхождения товаров" утвердил Правила определения страны происхождения товаров.
Настоящие Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 2 апреля 1999 года и находящихся в торговом обороте между этими государствами.
Согласно п. 1 указанных Правил страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.
В соответствии с п.п. 3, 4 Правил для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве - участнике Соглашения, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке.
В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, определение страны происхождения товара производится в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.
Данными Правилами определено, что критерий достаточной обработки/переработки может выражаться, в том числе, выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.
Приложением N 1 к указанным Правилам установлен Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
В соответствии с пунктом 1.1 Примечания 1 данного Перечня в первых двух его колонках указываются данные о продукте, полученном в результате обработки/переработки сырья или материалов.
В п. 4.1 Примечания 4 Перечня указано, что условия и операции, приведенные в третьей колонке настоящего Перечня, устанавливают минимальный объем выполнения производственных или технологических операций. Выполнение установленных производственных или технологических операций в меньшем объеме не определяет происхождения продукта.
В Перечне по позиции 1507-1515 (код ТН ВЭД СНГ) значатся масла сырые растительные, масла гидратированные, масла рафинированные не дезодорированные, масла рафинированные дезодорированные.
Правила не раскрывают понятия указанных видов растительных масел. В качестве условия производственных и технологических операций, необходимых для придания товару статуса происхождения при использовании в производстве товара третьих стран значится механическая очистка путем: отстаивания, фильтрования, центрифугования, обработка горячей водой или паром, нейтрализация щелочью, обработки острым паром под вакуумом.
Таким образом, исходя из смысла вышеперечисленных норм, критерием достаточной обработки/переработки является образование в процессе переработки товара, который имеет характерные только для данного товара свойства.
Указанные свойства приобретаются в результате воздействия на исходный товар посредством технологических операций.
Относительно масел по позиции 1507-1515 такой операцией является механическая очистка, осуществляемая в форме отстаивания, фильтрования, центрифугования, обработки горячей водой или паром, нейтрализации щелочью, обработки острым паром под вакуумом.
Как следует из материалов дела, Обществом с территории Украины на территорию РФ ввезена 31 партия пальмового масла рафинированного, дезодорированного, отбеленного, в жидком состоянии, как наливном, так и в упаковках, используемого российскими предприятиями в качестве сырья для пищевой промышленности.
В связи с возникшими разногласиями о стране происхождения товара, ввезенного Обществом на таможенную территорию Российской Федерации с территории Украины, по ходатайству сторон судом была назначена экспертиза с целью установления выполненных производственных и технологических операций в отношении этого товара на заводе ООО "Д" (Украина).
Как следует из заключения эксперта, производство рафинированного дезодорированного пальмового масла и его фракций на заводе ООО "Д", находящемся в г. Южный (Украина) производится с полным соблюдением всех технологических стадий, указанных в производственном технологическом регламенте.
На заводе ООО "Д" (Украина) механическая очистка выполнена в объеме необходимом, для того чтобы осуществить дальнейшую глубокую существенную переработку сырого (нерафинированного) пальмового масла для придания товару его характерных свойств - свойств рафинированного отбеленного пальмового масла (его фракций). Эта глубокая существенная переработка и осуществляется на заводе ООО "Д" (Украина).
Сырое (нерафинированное) пальмовое масло (его фракции) на заводе ООО "Д" (Украина) подвергается последней существенной переработке, достаточной для придания ему его характерных свойств рафинированного отбеленного дезодорированного пальмового масла (его фракций).
Критерий достаточной переработки растительных масел (пальмового масла и его фракций) достигнут и страной происхождения товара - рафинированного дезодорированного пальмового масла (его фракций), производимого ООО "Д", является Украина.
Производство экспертизы осуществлялось в соответствии с требованиями ст.ст. 82, 83, 86 АПК РФ
Круг и содержание вопросов, по которым необходимо было получить заключение эксперта, определялся судом с участием сторон.
На все поставленные вопросы экспертом даны однозначные ответы.
Отводов эксперту, а также ходатайств о проведении повторной экспертизы, от лиц, участвующих в деле, не поступало.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал заключение эксперта объективным и учитывал его при принятии решения по данному спору.
Кроме того, согласно заключению Всероссийского НИИ Жиров РАСН от 19.07.2007, переработанное заводом ООО "Д" пальмовое масло прошло цикл переработки, включая стадии кислотной гидратации, отбелки, физической рафинации и дезодорации, из чего следует, что страной происхождения товара "Рафинированное отбеленное дезодорированное пальмовое масло" является Украина.
На основании заключения специалистов Украинского НИИ масел и жиров, метод физической рафинации масел является передовой технологией, при этом технологические преобразования жирового сырья согласно этих двух методов идентичны. Конечная продукция при использовании любого из этих двух методов - масло пальмовое рафинированное дезодорированное отбеленное и его фракции имеют Украинское происхождение.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в результате обработки (переработки) пальмового масла (товара третьей страны) образуется товар, приобретший новые свойства (рафинированное отбеленное дезодорированное пальмовое масло), страной происхождения товара следует считать страну, в которой имела место обработка (переработка).
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд, страной происхождения товара является Украина.
В этой связи довод таможенного органа о том, что Обществом не подтверждена страна происхождения товара, поскольку при производстве данного товара ООО "Д" не в полном объеме выполняются производственные и технологические операции, установленные Правилами определения страны происхождения товаров, несостоятелен.
С учетом вышеизложенного, суд обоснованно признал недействительным оспариваемое решение Брянской таможни.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.06.2008 по делу N А09-7306/07-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Брянской таможни - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 августа 2008 г. N А09-7306/07-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании