Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 июля 2008 г. N А62-4239/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: представитель - не явился, извещен надлежащим образом; от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом; от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области, г. Смоленск, на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по делу N А62-4239/2007, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области (далее ТУ ФАУФИ по Смоленской области), г. Смоленск, обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Смоленской области (далее УФРС по Смоленской области), г. Смоленск, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 67:27:003 10:04:0002, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. И., 8, изложенного в сообщении N 01/067/2007-339 от 06.08.2007 и обязании УФРС по Смоленской области произвести государственную регистрацию права федеральной собственности на спорный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Смоленское линейное производственное управление магистральных газопроводов Филиал ООО "Л" ОАО "Г".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 решение отменено, требования ТУ ФАУФИ по Смоленской области удовлетворены.
В кассационной жалобе УФРС по Смоленской области просит отменить постановление апелляционной инстанции от 03.04.2008, оставив в силе решение от 11.01.2008, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В отзывах на кассационную жалобу ТУ ФАУФИ по Смоленской области и ООО "Л" просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Представители сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в суд округа не явились. Дело рассмотрено в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие указанных представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, 04.06.2007 ТУ ФАУФИ по Смоленской области обратилось в УФРС по Смоленской области с заявлением о регистрации права федеральной собственности на земельный участок, кадастровый номер 67:27:003 10 04:0002, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. И., 8.
УФРС по Смоленской области уведомило ТУ ФАУФИ по Смоленской области сообщением N 01/067/2007-339 от 06.08.2007 об отказе в государственной регистрации вышеуказанного земельного участка, на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ввиду несоответствия представленных на государственную регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, непредставления документов, необходимых в соответствии с Законом для государственной регистрации прав. При этом УФРС по Смоленской области также сообщило, что указанная в заявлении на регистрацию норма закона в качестве основания возникновения права Российской Федерации не относит спорный земельный участок, являющийся землями населенных пунктов, к федеральной собственности, а документ, подтверждающий возникновение данного права у Российской Федерации не представлен.
Ссылаясь на то, что отказ в регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не соответствует действующему законодательству, ТУ ФАУФИ по Смоленской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок отнесен по целевому назначению к землям поселений, а следовательно, в соответствии с положениями ФЗ "О газоснабжении в РФ" и ст. 17 Земельного кодекса РФ, он не может быть отнесен к федеральной собственности.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом, отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные ТУ ФАУФИ по Смоленской области требования, обоснованно руководствуясь следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Согласно п. 5 ст. 2 названного Федерального закона отказ в государственной регистрации прав, либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Как усматривается из материалов дела в обоснование отказа в государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок УФРС по Смоленской области сослалось на то, что указанная в заявление на регистрацию норма закона в качестве основания возникновения права собственности РФ, не относит спорный земельный участок, являющийся землями населенных пунктов, к федеральной собственности, а документ, подтверждающий возникновение данного права у Российской Федерации, не представлен.
Между тем с данным утверждением нельзя согласиться в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как правильно указал суд первой инстанции, разграничение государственной собственности в отношении спорного земельного участка не проводилось.
Согласно п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона N 69-ФЗ от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации, либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6 указанного Закона).
В силу ст. 14 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок передан в аренду ООО "Л" для эксплуатации объектов линейно-производственного управления магистральных газопроводов. В соответствии с кадастровым планом спорного земельного участка, последний отнесен к категории земель поселений с разрешенным использованием (назначением) для эксплуатации объектов линейно-производственного управления магистральных газопроводов.
Из устава ООО "Л" усматривается, что общество является дочерним обществом ОАО "Г", которое является единственным участником ООО "Л".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции верно указал, что ООО "Л" входит в число объектов Единой системы газоснабжения, являющейся одной из федеральных энергетических систем.
На основании изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что поскольку на спорном земельном участке расположены объекты, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов Единой системы газоснабжения (газораспределительных станций и газопроводов), то данный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания Закона является федеральной собственностью, а, следовательно, отказ УФРС по Смоленской области в государственной регистрации права собственности РФ на данное недвижимое имущество является необоснованным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок относится к землям поселений, был известен суду апелляционной инстанций, исследовался им и обоснованно отклонен по мотивам указанным в обжалуемом постановлении.
В связи с изложенным, а также, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора и доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по кассационной жалобе в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по делу N А62-4239/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 июля 2008 г. N А62-4239/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании