г. Москва |
|
24 сентября 2024 г. |
Дело N А40-228996/2023 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Петропавловской Ю.С.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу ООО "Сигаршоп"
на решение от 18.12.2023 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 13.05.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-228996/2023
по заявлению ООО "Сигаршоп"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сигаршоп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - административный орган, управление) с требованием о признании постановления об административном правонарушении от 26.09.2023 N 142 вынесенное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москва незаконным и о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт.
От Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве поступил отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы (приобщен к материалам дела)
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд округа не находит оснований для их изменения или отмены в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили, на основании Решения N 02-15-00044 от 23.08.2023 в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка.
В результате проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в отношении общества выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрены ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
26.09.2023 руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве Е.Е. Андреевой принято постановление, общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества вмененного ему правонарушения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в том числе, индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца продукции.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия, в том числе продавца, связанные с нарушением требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессами хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании").
Объектом правонарушений являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процесса проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровью граждан.
В силу ч. 2 ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации).
С учетом изложенного, а также представленных доказательств в материалы дела, суды пришли к выводу о том, что в действиях общества имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Надлежащее извещение заявителя о составлении протоколов и обжалуемых постановлений подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.
Требования ст. ст. 28.2, 25.1, 25.4. 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 заявителем не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату рассмотрения дела не истек.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих факт принятия Заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено (ст. 2.1 КоАП РФ).
Заявитель, также не указывает, какие объективные причины препятствовали исполнению требований законодательства в установленных срок, и не представляет доказательства принятия им мер, направленных на своевременное выполнение требований, за нарушение которых он привлечен к ответственности.
В связи с чем, суды посчитали наличие вины заявителя в совершении правонарушения доказанным.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного ответчиком административного правонарушения (включая обстоятельства, установленные статьей 2.9 КоАП РФ), судом первой инстанции верно не установлено.
Суды указали, что на основании Решения N 02-15-00044 от 23.08.2023 в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка.
Согласно ч. 6 ст. 73 Федерального закона N 248-ФЗ от 31.07.2020 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
В силу положений ч. 4 ст. 21 Федерального закона N 248-ФЗ, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Информация о проведении внеплановой выездной проверки в Федеральной государственной информационной системе "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" в отношении общества размещена 23.08.2023 за учетным номером N 77230791000107363793.
Кроме того, ч. 9 ст. 98 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что до 31.12.2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона могут осуществляться, в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица.
Управление на основании предоставленного ч. 9 ст. 98 Федерального закона N 248-ФЗ права, 24.08.2023 направило в адрес заявителя копию решения о проведении внеплановой выездной проверки N 02-15-00044 от 23.08.2023 Заявителю почтовым отправлением с описью вложения по адресу регистрации юридического лица: 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14, стр. 6, пом. I, ком. 49 (РПО N 125000982264445). Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГУП "Почта России", указанная корреспонденция поступила в место вручения 29.08.2023 и до настоящего времени не получена.
Суды установили, что в рамках проведения осмотра при проведении внеплановой выездной проверки на основании Решения о проведении внеплановой выездной проверки от 23.08.2023 N 02-15-00044 было установлено, что общество осуществляет реализацию нагревательного табака "ХИТС" по цене 180 рублей за единицу товара, в потребительской упаковке которого не содержится единый знак обращения продукции на рынке государств членов Таможенного союза (ЕАС).
Согласно положениями Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), уполномоченные органы государств - членов обязаны предпринять все меры для ограничения и запрета выпуска в обращение на таможенную территорию Таможенного союза табачной продукции не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, а также для изъятия ее из обращения (п. 48 ТР ТС 035/2014).
В соответствии с пп. "з" п. 19 ТР ТС 035/2014 информация для потребителей табачных изделий наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) и должна содержать единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, реализуемая обществом продукция подлежит маркировке единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, как соответствующего требованиям ТР ТС 035/2014.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом внеплановой выездной проверки от 29.08.2023, фотоматериалами, а также иными материалами.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2024 по делу N А40-228996/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о законности привлечения к административной ответственности за нарушение требований технических регламентов. Установлено, что общество не соблюдало обязательные требования к продукции, что подтверждено результатами внеплановой проверки и материалами дела. Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали наличие вины заявителя в совершении правонарушения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2024 г. N Ф05-18970/24 по делу N А40-228996/2023