Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 ноября 2007 г. N А35-3683/06-С2
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "С" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от Курского регионального отделения социального страхования РФ - О.Н.А. - гл. специалист отдела правового обеспечения (дов. от 15.05.2007 N 01-15/07/12231);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ООО "С" на решение Арбитражного суда Курской области от 27.06.2006 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2007 по делу N А35-3683/06-С22, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным постановления государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее - Учреждение, Фонд) решения от 31.03.2006 N 778 о взыскании штрафной санкции в принудительном порядке за счет имущества Общества.
Решением суда от 27.06.2006 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2007 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество просит вынесенные по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что оспариваемые решение и постановление суда отмене не подлежат.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки, проведенной Курским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации выявлено непредставление обществом с ограниченной ответственностью "С" в орган Фонда социального страхования расчетной ведомости (форма 4 ФСС) за 4 квартал 2005 г. в установленный законом срок.
По факту выявленного нарушения орган Фонда социального страхования принял решение от 21.02.2006 N 860 о привлечении Общества к ответственности за непредставление расчетной ведомости, в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб.
Так как требование о добровольной уплате штрафа страхователь не исполнил, орган Фонда социального страхования вынес решение от 35.03.2006 N 778 о взыскании штрафной санкции в принудительном порядке и постановление от 31.03.2006 N 778 об обращении взыскания на имущество страхователя.
Не согласившись с решением страховщика, страхователь обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
Статьей 3 федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании" (далее - Закон) установлено, что юридические лица любой организационно-правовой формы либо физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основании пункта 1 статьи 5 названного Закона являются страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и абзацу 17 пункта 2 статьи 17 Федерального Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователи обязаны вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.
Указанная отчетность представляется страхователем в установленном порядке страховщику по месту его регистрации ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, по форме, установленной страховщиком (абзац второй пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ).
Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС), подлежащая применению начиная с отчета за 1 квартал 2005 года, утверждена постановлением фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 N 111.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременному представлению страховщику установленной отчетности. Нарушение установленного срока представления страховщику отчетности или непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.
Таким образом, обязанность юридических и физических лиц представлять в фонд отчетность поставлена в зависимость от наличия у вышеуказанных лиц статуса страхователя.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Общество зарегистрировано - в качестве страхователя по месту нахождения в Курском региональном отделении Фонда социального страхования 24.12.2003, о чем ООО "С" направлено извещение о регистрации в качестве страхователя, уведомление о размере страховых взносов и выдано страховое свидетельство.
Из указанного следует, что на Общество распространяется обязанность, предусмотренная абз.17 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ о предоставлении в отчетный период расчетных ведомостей по форме 4-ФСС.
Факт непредставления вышеуказанной ведомости за 4 квартал 2005 г. Обществом не оспаривается и подтверждается решением от 21.02.2006 N 860 о привлечении страхователя к ответственности, требованием о добровольной уплате штрафа от 21.02.2006 N 860, решением от 31.03.2006 N 778 о взыскании штрафной санкции в принудительном порядке, постановлением от 31.03.2006 N 778 об обращении взыскания на имущество.
В связи с изложенным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о нарушении ООО "С" требований Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ о представлении в отчетный период страховщику отчетности по установленной форме, а также о наличии у Фонда оснований для привлечения Общества к ответственности в соответствии с санкцией, содержащейся в абз. 6 п. 1 ст. 19 вышеназванного закона.
В кассационной жалобе заявитель указывает на нарушение Фондом порядка принятия решения о привлечении Общества к ответственности и срока направления требования о добровольной уплате штрафа.
Между тем суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенным доводом ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса определено, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах."
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.11.2005 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1-го января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что в данной ситуации штраф со страхователя взыскивается на основании постановления органа Фонда социального страхования без обращения в суд.
Из материалов проверки следует, что Фондом соблюден порядок привлечения Общества к ответственности, установленный статьей 101 Налогового кодекса, и не нарушены положения пунктов 2, 3, 4, 5 статьи 101 данного Кодекса, так как ООО "С" направлено принятое решение о привлечении к ответственности, в котором изложены обстоятельства совершенного правонарушения, а также содержатся ссылки на нарушенные нормы права, указаны вид и размер примененной ответственности.
Во исполнение пункта 2 статьи 103.1 Налогового кодекса, страхователю было направлено требование с указанием в нем срока добровольной уплаты штрафа до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению.
В тоже время, как правильно указал суд, направление требования с нарушением десятидневного срока 07.03.2006, не повлекло ущемления прав Общества, поскольку у последнего имелось достаточно времени для уплаты штрафа в добровольном порядке, так как постановление о принудительном взыскании штрафа вынесено Фондом только 31.03.2006.
По мнению заявителя кассационной жалобы руководителя Фонда отсутствовали полномочия для принятия оспариваемого постановления, поскольку Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-Ф3 вступил в силу с 01.01.2006, в то время как правоотношения страховщика и страхователя возникли в 4 квартале 2005 года.
Указанный довод несостоятелен в связи со следующим.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ отчетность представляется страхователем в установленном порядке страховщику по месту его регистрации ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, по форме, установленной страховщиком.
Таким образом, обязанность Общества предоставить соответствующую отчетность за 4 квартал 2005 года, должна быть исполнена страхователем не позднее 15 января 2006 года, то есть в период действия Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ.
Учитывая изложенное, обжалуемые решение и постановление суда изменению или отмене не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.06.2006 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2007 по делу N А35-3683/06-С22 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "С" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение пункта 2 статьи 103.1 Налогового кодекса, страхователю было направлено требование с указанием в нем срока добровольной уплаты штрафа до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению.
...
По мнению заявителя кассационной жалобы руководителя Фонда отсутствовали полномочия для принятия оспариваемого постановления, поскольку Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-Ф3 вступил в силу с 01.01.2006, в то время как правоотношения страховщика и страхователя возникли в 4 квартале 2005 года.
...
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ отчетность представляется страхователем в установленном порядке страховщику по месту его регистрации ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, по форме, установленной страховщиком.
Таким образом, обязанность Общества предоставить соответствующую отчетность за 4 квартал 2005 года, должна быть исполнена страхователем не позднее 15 января 2006 года, то есть в период действия Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 ноября 2007 г. N А35-3683/06-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании