Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 августа 2008 г. N А14-4079/2006/228/23
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 августа 2007 г. N А14-4079/2006/228/23, от 30 марта 2009 г. N А14-4079/2006-228/23 и от 4 мая 2009 г. N А14-4079/2006-228/23
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от ОАО "Р" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от Администрации городского округа г. Воронеж - А.Ю.П. - начальник отдела правовой работы (дов. пост. от 02.06.2008 N 167); Третьи лица: от Муниципального учреждения "Р" г. Воронежа - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от ОАО "В" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от МУ "Г" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу N А14-4079/2006/228/23, установил:
Открытое акционерное общество "Р" и Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа (далее - Общество, Предприятие) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлениями к администрации городского округа г. Воронеж (далее - Администрация) о признании незаконными действий по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа и передаче на баланс Муниципального учреждения "Р" г. Воронежа имущества на сумму 188846000 руб., оформленного актами приема-передачи от 30.05.2005, в том числе по передаче 17 жилых домов, расположенных по адресам: ул. В., 30, ул. Н., 28, ул. В., 2, ул. Р., 23, ул. С., 4, ул. И., 75, ул. Д. 8, 102, ул. Ц., 5а, ул. Н., 20, 20а, Ленинский проспект, 111, ул. И., 13, 15, 17, 23, 27 и по передаче 10 жилых домов со встроенными и пристроенными помещениями, расположенных по адресам: ул. М., 5, ул. Г., 3, 15, Ленинский проспект, 61а, 117, ул. И., 1, 9, 19, 21, ул. Б., 3, а также по передаче имущества парка "Алые паруса", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. А., 2а, имущества парка "Шинник", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Р., 38а, и обязании совершить действия по устранению допущенных нарушений.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены Муниципальное учреждение "Р" г. Воронежа, ОАО "В" и МУ "Г".
Решением суда от 24.01.2007 заявленные требования частично удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда центрального округа от 07.08.2007 вынесенные по делу судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.
После повторного рассмотрения дела решением суда от 26.02.2008 действия Администрации по изъятию 30.05.2005 вышеперечисленного имущества признаны незаконными.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Администрация городского округа г. Воронеж обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в которой просит об их отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Рассмотрев материалы арбитражного дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснение представителя заявителя жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые решение и постановление судов подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом Администрации города Воронежа от 29.01.1997 проведена реорганизация в форме слияния МП "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" Левобережного района г. Воронежа, Производственных жилищных ремонтно-эксплуатационных предприятий NN 16, 18,19, 26, 32 и МУП ПЖРЭП "Н" в Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Левобережного района г. Воронежа с переходом к вновь возникшему юридическому лицу прав и обязанностей реорганизуемых предприятий в соответствии с передаточным актом с уставным фондом 1653591000 руб.
Пунктом 2 приказа предусмотрена передача МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа в хозяйственное ведение муниципального имущества на сумму 2012706000 рублей (в ценах 1997 года).
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Левобережного района г.Воронежа зарегистрировано в качестве юридического лица регистрационной палатой администрации г. Воронежа 25.03.1997 за номером 3663/112486.
23 февраля 1998 между Комитетом по управлению имуществом г. Воронежа и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа заключен договор N 84-ХВЛ/б о передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества общей стоимостью 14060373,06 тыс. руб. (в ценах 1997 года), из которых 12822141,9 тыс.руб. составляла стоимость основных средств.
В свою очередь из стоимости основных средств 6296653,9 тыс. руб. составляла стоимость зданий и сооружений общей площадью 4994,7 кв. м.
В этот же день составлен акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение на основании сводного перечня передаваемого Предприятию имущества муниципальными унитарными ремонтно-эксплуатационными предприятиями Левобережного района г. Воронежа NN 16, 18, 19, 26, 32, 38, 39, 40, 41.
На основании дополнительного соглашения от 04.08.2000 к указанному договору в хозяйственное ведение Предприятия передано имущество детского парка "Алые паруса" общей балансовой стоимостью 178924 руб., расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. А., 2а.
Имущественный комплекс парка и стадиона общей площадью 2474,36 кв. м, балансовой стоимостью 1952296 руб. (остаточная стоимость 355838 руб.), расположенный по адресу: г. Воронеж ул. Ростовская, 38а, был передан Предприятию в хозяйственное ведение на основании Постановления исполнительного комитета администрации г. Воронежа N 328 от 26.05.1998, актов приема-передачи основных средств от 03.07.1998 и дополнительного соглашения от 20.11.1998 к договору от 23.02.1998 N 84-ХВЛ/б "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение".
14 апреля 2003 года Администрация города Воронежа заключила с МУП ЖКХ и Б Левобережного района договор N ХВ-115-Л/Б о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, в соответствии с которым общая стоимость передаваемого имущества составила 1687721,55 руб.
Согласно положений Устава Предприятия в новой редакции, утвержденного постановлением Администрации г. Воронежа от 25.09.2003 N 2217, уставной фонд Предприятия составил 1653591 руб. и сформирован за счет имущества, переданного собственником Предприятию в хозяйственное ведение.
Во исполнение Постановления администрации г. Воронежа от 26.11.2001 N 1367 "О совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Воронежа" издано Распоряжение главы города от 24.12.2001 N 1491-р "Об утверждении структуры жилищно-коммунального хозяйства города, создании муниципальных учреждений районные дирекции единого заказчика ЖКХ и муниципальных унитарных ремонтно-эксплуатационных предприятий", в соответствии с которым было создано, в том числе, муниципальное учреждение "Р".
Согласно п.п. 7.1, 7.2 указанного распоряжения Комитету по управлению муниципальным имуществом и землей предписано в срок до 26.12.2001 изъять у МУП ЖКХ и Б районов с их согласия числящиеся на балансе объекты жилого и нежилого фонда с последующей передачей на баланс соответствующим муниципальным учреждениям районные дирекции единого заказчика ЖКХ.
В силу указанного распоряжения по актам о приеме-передаче зданий (сооружений) от 30.05.2005 муниципальное имущество, в том числе указанные в заявленных требованиях жилые дома со встроенными и пристроенными нежилыми помещениями, недвижимое имущество парков, было передано заявителем на баланс МУ "Р" г. Воронежа.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 31.05.2005 по делу N А14-5277-2005-40/20б в отношении Предприятия введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.01.2006 по данному делу МУП ЖКХ и Б Левобережного района признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Полагая вышеуказанные действия Администрации городского округа г. Воронеж по изъятию муниципального имущества незаконными, ОАО "Р" (конкурсный кредитор) и конкурсный управляющий МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа К.С.А. обратились в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителей полностью, суд исходил из того, что Администрацией не представлено доказательств использования Предприятием спорного имущества не по назначению или не для достижения уставных целей, а также из отсутствия волеизъявления МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа на изъятие имущества.
Между тем, приходя к вышеуказанным выводам, суд не учел следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Частью второй названной статьи предусмотрено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрена возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
Как следует из материалов дела, Приказом Управления муниципальной собственности от 14.04.2003 N 53 отделу по формированию прав хозяйственного ведения и оперативного управления поручено передать в хозяйственное ведение МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа муниципальное имущество общей стоимостью 1687721,55 руб., из которых стоимость основных средств - 800096,35 руб., стоимость сооружений 441691,76 руб. (пункт 1), а пунктом 2 данного приказа поручено оформить договор "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение".
14 апреля 2003 года Администрация г. Воронежа и Предприятие заключили договор N ХВ-115-Л/Б и по передаточному акту МУП ЖКХ и Б передано муниципальное имущество, в том числе, имущество парков "Алые паруса" и "Шинник" (приложение N 1 к договору от 14.04.2008 N ХВ-115-Л/Б).
15 января 2004 года директор МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа обратился к собственнику муниципального имущества с письмом N 8, в котором просил о снятии парка "Алые паруса" с баланса Предприятия.
Дополнительными соглашениями к договору от 14.04.2003 N ХВ-115-Л/Б от 01.06.2004 и 26.01.2004, подписанными со стороны Предприятия директором М.Б.А., Администрация приняла отказ МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа от муниципального имущества парков "Алые паруса" и "Шинник" согласно приложениям.
Заключенные дополнительные соглашения в установленном законом порядке недействительными не признаны и на момент рассмотрения настоящего дела в суде не оспорены.
Исходя из вышеизложенного, Предприятие выразило свою волю на отказ от права хозяйственного ведения на имущества парков "Алые паруса" и "Шинник", в связи с чем Администрация правомерно передала названное имущество иному хозяйствующему субъекту.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что переданное Предприятием имущество для осуществления уставной деятельности не использовалось, из чего следует, что отказ от права хозяйственного ведения на данное имущество не мог препятствовать исполнению Предприятием своей уставной деятельности.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о передаче в хозяйственное ведение МУП "ЖКХ и Б" 27 жилых домов ошибочен.
Согласно части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как следует из материалов дела Администрацией города Воронежа решения о передаче Предприятию 27 жилых домов, расположенных по вышеперечисленным адресам, не принималось. Доказательств обратного в деле не имеется.
Кроме того, в хозяйственное ведение может быть передано только имущество, предназначенное для использования в уставной деятельности. Жилые дома к такого рода имуществу отнесены быть не могут.
Помимо этого не все спорные жилые дома со встроенными и пристроенными помещениями находятся в муниципальной собственности, так как имеются и другие собственники этих жилых и нежилых помещений, что также подтверждает отсутствие у МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа каких-либо прав на спорное имущество.
По договору же хозяйственного ведения от 23.02.1998 Предприятию передавались лишь производственные помещения, находящиеся на балансах Дочерних муниципальных унитарных ремонтно-эксплуатационных предприятий NN 16, 18, 19, 26, 32, 38, 39, 40, 41.
Что касается постановления исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 09.04.1997 N 200, согласно которому в 1998 году по актам приема-передачи на баланс Предприятию переданы жилые дома, то названное постановление не содержит условия о передаче жилых домов именно на праве хозяйственного ведения.
Изложенное подтверждается и Уставом Предприятия, из которого следует, что уставный фонд МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа составлял 1653591 руб. и был сформирован за счет имущества, переданного в хозяйственное ведение.
При таких обстоятельствах выводы суда о несоответствии оспариваемых действий Администрации нормам ст.ст. 235, 295, 299 ГК РФ и требованиям Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" являются ошибочными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ признание недействительными ненормативного правового акта, незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица поставлено в зависимость от совокупности двух условий, а именно, несоответствия оспариваемого ненормативного акта, действия (бездействия) требованиям закона и нарушения прав лица, обратившегося за судебной защитой.
Поскольку оспариваемые действия Администрации городского округа г. Воронеж не нарушают каких-либо нормативных положений и не ущемляют чьи-либо права в экономической сфере, оснований для удовлетворения требований заявителей не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление суда подлежат отмене.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу N А14-4079/2006/228/23 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Р" и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа о признании незаконными действий Администрации городского округа г. Воронеж по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа и передаче на баланс муниципального учреждения "Р" г. Воронежа имущества на сумму 188846000 руб., оформленного актами приема-передачи от 30.05.2005, в том числе по передаче 17 жилых домов по адресам: ул. В., 30, ул. Н., 28, ул. В., 2, ул. Р., 23, ул. С., 4, ул. И., 75, ул. Д. 8, 102, ул. Ц., 5а, ул. Н., 20, 20а, Ленинский проспект, 111, ул. И., 13, 15, 17, 23, 27 и по передаче 10 жилых домов со встроенными и пристроенными помещениями по адресам: ул. М., 5, ул. Г., 3, 15, Ленинский проспект, 61а, 117, ул. И., 1, 9, 19, 21, ул. Б., 3, а также по передаче имущества парка "Алые паруса", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. А., 2а, имущества парка "Шинник", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Р., 38а, и обязании совершить действия по устранению допущенных нарушений - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
...
Что касается постановления исполнительного комитета администрации г. Воронежа от 09.04.1997 N 200, согласно которому в 1998 году по актам приема-передачи на баланс Предприятию переданы жилые дома, то названное постановление не содержит условия о передаче жилых домов именно на праве хозяйственного ведения.
Изложенное подтверждается и Уставом Предприятия, из которого следует, что уставный фонд МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа составлял 1653591 руб. и был сформирован за счет имущества, переданного в хозяйственное ведение.
При таких обстоятельствах выводы суда о несоответствии оспариваемых действий Администрации нормам ст.ст. 235, 295, 299 ГК РФ и требованиям Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" являются ошибочными."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 августа 2008 г. N А14-4079/2006/228/23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании