г. Москва |
|
1 ноября 2024 г. |
Дело N А40-283515/2023 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Петропавловской Ю.С.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу ГУФССП России по г. Москве
на решение от 27.02.2024 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 03.06.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-283515/2023
по заявлению ПАО "Сбербанк России"
к ГУФССП России по г. Москве,
третье лицо: Донец Н.А.,
об оспаривании постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Сбербанк России" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москве (далее - ответчик, управление, административный орган) от 05.10.2023 по делу об административном правонарушении N 423/23/922/77-АП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт.
От общества поступил отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы (приобщен к материалам дела)
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд округа не находит оснований для их изменения или отмены в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили, в ГУФССП России по г. Москве поступило обращение гр. Донца Н.А. (потерпевший) о нарушении положений Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Федеральный закон N 230-ФЗ).
По фактам, изложенным в обращении, было возбуждено дело об административном правонарушении N 148/23/770922-АД от 03.07.2023 и проведено административное расследование.
В рамках дела об административном правонарушении, в ответ на определение Отдела об истребовании сведений по делу об административном правонарушении, Банком представлены запрашиваемые документы и сведения.
По результатам изучения указанных документов и сведений Управлением установлено нарушение п. 3 ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ.
Постановлением ГУ ФССП России по г. Москве от 05.10.2023 по делу об административном правонарушении N 423/23/922/77-АП Банк привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суды пришли к выводу о том, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
Суды указали, что 03.07.2023 на основании поступившего обращения Донца Н.А. ГУФССП по г. Москве возбуждено одно административное дело N 148/23/770922-АД.
Кроме того, ГУФССП по г. Москве в рамках административного дела N 148/23/770922-АД от 03.07.2023 вынесено одно Определение о предоставлении сведений.
Событием вмененного административного правонарушения является взаимодействие общества с Донцом Н.А., направленное на возврат просроченной задолженности.
Суды отметили, что в рамках одного дела об административном правонарушении и одного административного расследования от 03.07.2023 административным органом вынесены 40 постановлений.
Протоколы об административных правонарушениях составлены в один день, постановления о привлечении к административной ответственности приняты также в один день.
Все вышеуказанные постановления отличаются событиями вмененных административных правонарушений - датами и временем звонков на телефонный номер Донца Н.А.
Учитывая изложенное, управлением фактически проведено одно контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого выявлено несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ.
Проведение одного контрольного (надзорного) мероприятия подтверждается тем, что возбуждено одно дело об административном правонарушении и проведено одно административное расследование от 03.07.2023, в один день составлены протоколы об административных правонарушениях, в один день приняты постановления о привлечении к административной ответственности.
Перечисленные действия совершены управлением по одному обращению Донца Н.А..
Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ, вступивший в силу 06.04.2022, в числе прочего дополнил статью 4.4 КоАП РФ "Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений" частью 5.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 02.04.2024 N 14-П сказано, что данная законодательная новелла была призвана урегулировать ситуацию, когда при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия обнаруживаются однотипные нарушения, каждое из которых формально образует самостоятельный состав одного и того же административного правонарушения и за которые назначаются аналогичные наказания. При этом в силу общего правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (действовало без исключений до момента принятия указанного Федерального закона) такое наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации). Тем самым федеральный законодатель стремился преодолеть негативную правоприменительную практику, ведущую к излишнему увеличению административной (штрафной) нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, связанной с привлечением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, и, в конечном счете, улучшить положение лиц, относящихся к данной категории. Вместе с тем это намерение законодателя само по себе не свидетельствует о том, что такое улучшение сказалось в одинаковой мере на положении всех лиц, привлекаемых к ответственности за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия.
Суды установили, что на дату рассмотрения настоящего дела имеется вступившее в законную силу постановление управления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, принятое по вышеуказанному обращению Донца Н.А. в рамках дела об административном правонарушении и административного расследования от 03.07.2023.
Суды пришли к выводу о том, что подлежит признанию незаконным и отмене оспариваемое в рамках настоящего дела постановление о привлечении общества к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2024, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2024 по делу N А40-283515/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, указав на наличие одного контрольного мероприятия, в рамках которого было выявлено несколько правонарушений. Суд установил, что действия общества не содержат оснований для назначения штрафа за каждое правонарушение отдельно, что противоречит новеллам законодательства.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2024 г. N Ф05-20088/24 по делу N А40-283515/2023