Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 июля 2008 г. N А48-1564/07-6
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2007 г. N А48-1564/07-6
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Ч.И.В. - представителя (дов. от 10.01.08 - пост.), от налогового органа - П.Л.В. - представителя (дов. от 11.07.08 N 04-08/9446), А.О.Г. - представителя (дов. от 09.01.07 N 2 -пост.),
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.01.08 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.08 по делу N А48-1564/07-6, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Р" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Орловской области от 30.03.07 N 16 в части привлечения к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в суммах 484125 руб. и 188836 руб., отказа в возмещении НДС в размере 4268025 руб., уплаты доначисленных НДС в сумме 944180 руб. и пени по НДС - 1240583 руб.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требования и просил признать недействительным решение N 16 в части привлечения к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС в виде штрафа в суммах 188836 руб. и 6111 руб., отказа в возмещении НДС в размере 3924852 руб., предложения уплатить налоговые санкции в сумме 194479 руб., неуплаченный НДС в сумме 941840 руб. и пени по НДС - 1239950,59 руб.
Одновременно, ООО "Р" заявило отказ в порядке ст. 49 НК РФ от заявленных требований в части признания недействительным решения N 16 в части отказа в возмещении НДС за май 2005 г. в сумме 340833 руб. и 2340 руб., в части предложения уплатить НДС за апрель 2005 г. в сумме 2340 руб.; привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 468 руб., предложения уплатить пени сумме 632,41 руб.; о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в связи неуплатой суммы налога в порядке ст. 81 НК РФ в сумме 478041 руб., начисления по НДФЛ (налог в сумме 17185 руб., штраф - 3 437 руб., пени - 3381 руб.).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "в порядке ст. 49 НК РФ" следует читать: "в порядке ст. 49 АПК РФ"
Судом первой инстанции принят частичный отказ от заявленных требований как не противоречащий закону и не нарушающий права иных лиц.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2008 заявленные требования Общества удовлетворены. Признано недействительным решение МрИФНС России N 1 по Орловской области "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" от 30 марта 2007 N 16 в части взыскания штрафа за неуплату НДС по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 194479 руб. (абз. 1, 2 п. 2.1); в части отказа ООО "Р" в возмещении из бюджета НДС в сумме 3924852 руб. (п. 2.2 решения); предложения перечислить в срок, установленный в требовании об уплате налоговых санкций в сумме 194479 руб. (подп. 2.3.1. п. 2.3.), неуплаченного НДС в сумме 941840 руб. (подп. 2.3.2, п. 2.3); пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 1239950 руб. 59 коп. (подп. 2.3.3. п. 2.3 ).
В части отказа от требований производство по делу прекращено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7.04.08 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Орловской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь при этом на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на жалобу ООО "Р" просит оставить оспариваемые судебные акты в силе, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзыве на нее, заслушав выступления присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 21.01.08 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7.04.08.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт проверки N 17 от 09.03.2007, рассмотрены возражения налогоплательщика и вынесено решение N 16 от 30.03.2007 г. "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением N 16 ООО "Р" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добавленную стоимость - 188836 руб.; за неуплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20%, дополнительно исчисленного по уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2005 г. в период выездной налоговой проверки, но не уплаченного в бюджет на момент представления этой уточненной декларации - 484125 руб.; предусмотренной п. 1 ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 3437 руб.; отказано обществу в возмещении из бюджета НДС в сумме 4268025 руб., предложено перечислить в срок, установленный в требовании об уплате: налоговые санкции в общей сумме 676398 руб.; неуплаченные налоги в общей сумме 961365 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 944180 руб., неправомерно не перечисленный в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 17185 руб., пени за несвоевременную уплату налогов, начисленные в соответствии со ст. 75 НК РФ в сумме 1 243964 руб., в т.ч.: по налогу на добавленную стоимость - 1240583 руб., по налогу на доходы физических лиц - 3381 руб., уменьшены убытки, определенные ООО "Р" для исчисления налога на прибыль за 2005 год на 6302971 руб.
Не согласившись (частично) с решением инспекции от 30.03.2007 N 16, ООО "Р" оспорило ненормативный правовой акт в судебном порядке.
Судами установлено, что доначисление налогоплательщику НДС в сумме 941840 руб., соответствующей суммы пени, отказ в возмещении НДС в сумме 3924852 руб., применение налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 188368 руб., налоговый орган обосновывал следующим: при приобретении и установке рекламного оборудования Общество не понесло реальных затрат в сумме 31903866 руб., в том числе НДС в сумме 4866692 руб., так как при расчетах использовал не собственные, а полученные по договорам займа денежные средства; применение схемы возмещения из бюджета НДС по рекламному оборудованию и рекламному ролику, фактически используемым в рекламной деятельности, освобожденной от уплаты НДС, перепродажа не полученного оборудования ЗАО "Лизинговая компания "М" и одновременное заключение договора лизинга на это же оборудование (два полноцветных светодиодных электронных табло для уличной рекламы), которое в последствие передано в субаренду ООО "Р", осуществление рекламной деятельности заявителем, а не вновь созданным обществом "Р", взаимозависимость обществ "Р ТВ" и "Р".
При рассмотрении данного дела, на основании исследования и правовой оценки доказательств, представленных заявителем и налоговым органом, судами установлено, что налогоплательщиком при отнесении НДС к вычетам были соблюдены все необходимые условия, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Материалами дела подтверждены реальность осуществления сделок, оплата товаров, в том числе НДС, принятие товаров на учет. Нарушений порядка оформления счетов-фактур, выставленных вышеназванными контрагентами, судами не выявлено.
Также суды указали, что доказательств согласованности действий налогоплательщика и его контрагентов, направленных на неуплату НДС и получение необоснованной налоговой выгоды, инспекцией в материалы дела не представлено.
Инспекцией не представлено и судами не установлено доказательств получения обществом необоснованной налоговой выгоды, фиктивности хозяйственных операций общества по приобретению и реализации товара на условиях возвратного лизинга и наличия схемы, направленной на необоснованное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета.
Судами дана правильная оценка с учетом положений Постановления ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 доводам инспекции об использовании Обществом в хозяйственной деятельности заемных денежных средств, в том числе своих учредителей, для реализации инвестиционного проекта, которые указали, что данное обстоятельство само по себе не может быть основанием для отказа в применении налогового вычета за конкретный налоговый период.
Указание налоговым органом на взаимозависимость налогоплательщика и общества "Р", которому передано в субаренду оборудование не свидетельствуют о том, что данные обстоятельства оказали влияние на условия или экономические результаты деятельности общества.
Суды правильно исходили из того, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами. Вместе с тем, Инспекцией не представлено доказательств объективного влияния этих организаций на результат проведенной ими хозяйственной операции по реализации товаров в рамках ст. 40 НК РФ, что не может служить основанием для признания поведения всех участников сделок недобросовестным и отказу в применении налогового вычета.
Таким образом, последствия взаимозависимости сторон установлены положениями ст. 40 НК РФ, при этом в соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 само по себе наличие взаимозависимости не является основанием для признания получаемой налогоплательщиками экономической выгоды необоснованной.
В силу пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налоговой выгоды" налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
При этом, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.
Довод Инспекции об отсутствии в деятельности Общества экономического смысла, правомерно не принят судами первой и апелляционной инстанций, поскольку, из материалов дела следует, что в 2005-2006 г. ООО "Р" приступило к реализации дорогостоящего инвестиционного проекта, рассчитанного на длительную перспективу и требующего на первоначальном этапе значительных капиталовложений. В связи с этим, на первоначальном этапе расходы на приобретение товаров, работ и услуг превысили первоначальные доходы от реализации проекта, так как согласно инвестиционному проекту, основная часть доходов должна поступить в будущие периоды (срок эксплуатации приобретенного оборудования составляет не менее 11 лет).
Отклоняя вывод налогового органа о необоснованности получения права на налоговый вычет ввиду отсутствия у заявителя экономической целесообразности продажи оборудования ЗАО "Ж "М" с последующим приобретением того же оборудования в лизинг, суды на основании представленных налогоплательщиком и инспекцией доказательств в обоснование указанного довода налогового органа, указали на его несостоятельность.
Возможность закрепления в национальном законодательстве положений, при котором поставщик предмета лизинга продает его лизинговой компании, а та в свою очередь сдает этот предмет в лизинг бывшему поставщику (возвратный лизинг), предусмотрена Конвенцией о межгосударственном лизинге, заключенной в Москве 25 ноября 1998 года.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона РФ "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 года N 164-ФЗ продавцом имущества, передаваемого в лизинг, признается физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что сделки, заключенные Обществом в 2005 году с ЗАО ЛК "М" обусловлены объективными экономическими причинами, имеют разумные хозяйственные мотивы и цели для обеих сторон, не влекут необоснованной налоговой экономии.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что суды обоснованно исходили из презумпции добросовестности налогоплательщика и признали недоказанность инспекцией правомерности доначисления сумм НДС, соответствующих пеней и штрафов.
Доводы инспекции, приведенные в жалобе, непосредственно касаются выводов судебных инстанций, основанных на исследованных обстоятельствах и оцененных доказательствах по делу, поэтому не подтверждают неправильного применения судами норм права. Переоценка таких выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ.
В части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения инспекции N 16 о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 6111 руб. заявитель жалобы не привел правовых оснований для отмены судебных актов в этой части. Суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлено, что при расчете налоговой санкции инспекцией допущено ее неверное исчисление.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.01.08 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.08 по делу N А48-1564/07-6 оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона РФ "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 года N 164-ФЗ продавцом имущества, передаваемого в лизинг, признается физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
...
В части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения инспекции N 16 о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 6111 руб. заявитель жалобы не привел правовых оснований для отмены судебных актов в этой части. Суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлено, что при расчете налоговой санкции инспекцией допущено ее неверное исчисление."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 июля 2008 г. N А48-1564/07-6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании