Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 октября 2008 г. N А36-3036/2007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от третьего лица - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Липецкой области на решение от 07.02.2008 Арбитражного суда Липецкой области и постановление от 02.06.2008 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А36-3036/2007, установил:
Открытое акционерное общество "Л" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Липецкой области (далее - Инспекция, налоговый орган) об обязании Инспекции возвратить излишне взысканные налоги в сумме 5723900,14 руб., списанные с расчетного счета Общества на основании требования об уплате налога N 131 от 18.02.2005 (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ОАО "Л" К.А.Д.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.02.2008 на налоговый орган возложена обязанность возвратить налогоплательщику 5723900,14 руб. излишне взысканных налогов и сборов, с учетом зачета из указанной суммы налогов налога в сумме 3854 руб. в счет задолженности по текущим платежам.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2008 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты по делу в связи с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как установлено судом, Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено уточненное требование от 18.02.2005 N 131 об уплате задолженности по налогам и страховым взносам в размере 6746013,73 руб. и пени в сумме 3065469,09 руб.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Инспекцией принято решение от 28.02.2005 N 207 о взыскании налога, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, на основании которого к расчетному счету акционерного общества были выставлен ряд инкассовых поручений от 25.05.2005.
На основании инкассовых поручений с расчетного счета Общества были списаны денежные средства 5723900,14 руб.
Считая указанные суммы излишне взысканными, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии со ст. 45 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1, 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. На основании решения о взыскании в банк, где открыты счета налогоплательщика, направляется инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд.
В п. 3 ст. 46 НК РФ указано, что решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Судом правомерно указано, что существенным условием внесудебного порядка взыскания налога (в редакции, действовавшей в спорный период) является ограничение срока в пределах 60 дней с момента после истечения срока исполнения требования об уплате налога, причем в 60-дневный срок должны были быть совершены все действия по взысканию налога, включая выставление инкассовых поручений к счетам налогоплательщика.
Как установлено судом при рассмотрении спора по существу, требование от 18.02.2005 N 131 является уточненным к ряду требований, направленных налогоплательщику в 2003-2004 годах и в январе 2005 года. Самый поздний срок исполнения указанных требований определен 21.01.2005 (требование N 25 от 11.01.2005 со сроком исполнения до 21.01.2005).
Статей 71 НК РФ возможность направления налогоплательщику уточненного требования связана исключительно с изменением обязанности по уплате налога и сбора после направления требования об уплате налога и сбора.
Поскольку в рассматриваемой ситуации налоговый орган не представил доказательств необходимости направления Обществу уточненного требования, 60-дневный срок в порядке ст. 46 НК РФ следует исчислять с момента истечения срока исполнения первоначальных требований.
Материалами дела подтверждено, что самый поздний срок, в который налоговый орган мог принять соответствующие решения о взыскания налогов за счет денежных средств и выставить инкассовые поручения к счету налогоплательщика, истек 22.03.2005.
Вместе с тем, инкассовые поручения, на основании которых налоговым органом произведено взыскание сумм налогов, в отношении которых заявлено требование о возврате, выставлены 25.05.2005, то есть по истечении срока, установленного статьей 46 НК РФ.
При таких обстоятельствах, довод кассационной жалобы об отсутствии в редакции ст. 46 НК РФ, действовавшей в спорный период, срока направления инкассовых поручений в банк, кассационная коллегия считает основанным на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае налоговым органом была нарушена процедура принудительного взыскания сумм налогов в отношении Общества, в связи с чем списание денежных средств с расчетного счета налогоплательщика произведено незаконно.
В соответствии с п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей. При наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, возврат налогоплательщику, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
Как указано Конституционным судом РФ в определении от 27.12.2005 N 503-О, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Таким образом, довод кассационной жалобы об отсутствии у Инспекции оснований для возврата излишне взысканного налога не может быть принят во внимание.
Учитывая изложенное, выводы суда о том, что налоговым органом пропущен срок для взыскания в бесспорном порядке налогов и пени, указанных в требовании от 18.02.2005 N 131, а также о возложении на Инспекцию обязанности возвратить излишне взысканные налоги с учетом зачета из подлежащей возврату суммы налогов 5723900,14 руб. налога в сумме 3854 руб. в счет задолженности по текущим платежам, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 1000 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы, а поскольку ему представлялась отсрочка уплаты пошлины, то с него в доход федерального бюджета РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 07.02.2008 Арбитражного суда Липецкой области и постановление от 02.06.2008 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А36-3036/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Липецкой области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 октября 2008 г. N А36-3036/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании