Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 октября 2008 г. N А62-5168/2007
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 мая 2009 г. N 514/09 настоящее постановление отменено
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 514/09 настоящее дело передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ОАО "С" - не явился (извещено надлежаще); от ответчиков: Российской Федерации в лице Минфина РФ Смоленской области - не явился (извещено надлежаще); в лице Департамента финансов, бюджета и государственного заказа МО "г" - не явился (извещено надлежаще); в лице Администрации г. Смоленска - не явился (извещено надлежаще);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А62-5168/2007, установил:
ООО "С" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Администрации г. Смоленска о взыскании задолженности за предоставленные услуги льготным категориям граждан в размере 627107 руб.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, субъект Российской Федерации - Смоленская область в лице Департамента финансов, бюджета и государственного заказа по Смоленской области и муниципальное образование "С" в лице Администрации муниципального образования "С".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2008 исковые требования удовлетворены полностью: с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 627107 руб. В удовлетворении заявленных требований к Департаменту финансов, бюджета и государственного заказа по Смоленской области, муниципальному образованию "г" в лице Администрации г. Смоленска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 решение суда первой инстанции от 20.03.2008 изменено в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "С" взыскано 522589 руб. 17 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот за газ в 2002 году. В остальной части иска отказано. Решение суда в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Смоленской области просит решение суда первой инстанции от 20.02.2008 и постановление суда апелляционной инстанции от 30.06.2008 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца к Российской Федерации. В обоснование жалобы общество ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено без их участия, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 оставить без изменения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства:
23.08.2002 между Администрацией г. Смоленска и ОАО "С" заключен договор на возмещение расходов по предоставленным льготам, согласно которому истец обязался предоставлять, а Администрация г. Смоленска возмещать расходы, связанные с предоставлением льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов.
В период с января по июнь 2002 года истец, исполняя требования Федеральных законов "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998, "О милиции" от 18.04.1991, "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993, Постановлений Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" и от 20 мая 1993 N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" и Таможенного кодекса Российской Федерации исключал из стоимости своих услуг суммы оплаты за газ лицам, являющимся работниками соответствующих государственных органов.
Поскольку расходы, в сумме 627107 руб., связанные с предоставление льгот в 2002 году, возмещены не были, ОАО "С" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что убытки у истца возникли в результате недофинансирования из федерального бюджета, вследствие незаконного бездействия федеральных органов государственной власти, пришел к выводу о том, что исковые требования ОАО "С" являются обоснованными и подлежат удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации в соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ.
Частично изменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанции, указала, что из состава заявленных убытков подлежит исключению налог на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права.
В соответствии с нормами ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998, ФЗ РФ "О милиции" от 18.04.1991, ФЗ РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993, Постановлений Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" и от 20 мая 1993 N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" и Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшими в спорный период, работникам соответствующих структур предоставлялись льготы по оплате услуг за газ.
Указанными федеральными законами порядок компенсации расходов предприятиям и организациям, предоставляющим услуги льготным категориям граждан, определен не был.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2002 N 258 были утверждены Правила предоставления и расходования в первом полугодии 2002 средств Фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, согласно которым устанавливалось, что компенсации подлежали фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, работающих в соответствующих государственных органах.
Субсидии выделялись за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В законе "О федеральном бюджете на 2002 год" определено, что бюджету Смоленской области на реализацию вышеназванных нормативно-правовых актов выделяется 9946,0 тыс. руб.
В соответствии со ст. 20 Закона Смоленской области "Об областном бюджете на 2002 год" аналогичная сумма была выделена из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований, в том числе бюджету г. Смоленска - 5982,11 тыс. руб.
Согласно ведомости выпадающих доходов в период с января по июнь 2002 года ОАО "С" предоставило льгот на сумму 824736 руб. Факт оказания услуг на указанную сумму ответчиками не отрицается. Однако возмещено было лишь 197629 руб.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации о 15.08.2001 г. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность возмещения платы, не полученной от льготных категорий граждан, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно производиться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что выделенных средств, согласно Закону "О бюджете на 2002 год", для возмещения льгот из федерального бюджета сумма оказалась недостаточной для указанных целей, в результате чего у истца возникли убытки.
При этом Российская Федерация, установив в вышеуказанных правовых актах, действовавших в спорный период, гарантию предоставления льгот соответствующим работникам государственных органов, не подтвердила факт исполнения обязанности полного возмещения расходов по предоставлению данных льгот за счет федерального бюджета.
Доказательств, свидетельствующих о выделении субъекту Российской Федерации - Смоленской области в спорный период суммы достаточной для компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот данной категории граждан ответчики суду не представили.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Бездействие государства, выразившееся в неисполнении обязанностей по компенсации истцу расходов по реализации льгот, в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации дает ему право требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции правомерно взыскали с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "С" 522589 руб. 17 коп. убытков (с учетом исключения в порядке ст. 154 БК РФ НДС в размере 20%), связанных с предоставлением льгот по оплате за газ в 2002 году.
Доводы заявителя кассационной жалобы, являвшиеся предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на необходимость переоценки установленных судом обстоятельств дела, представленных в материалы дела доказательств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в пределы компетенции суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований отмены оспариваемых судебных актов, считает выводы судов соответствующими нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287; ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А62-5168/2007 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 октября 2008 г. N А62-5168/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 мая 2009 г. N 514/09 настоящее постановление отменено