Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 июня 2008 г. N Ф10-2331/08 по делу N А35-930/07С25
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 июня 2009 г. N Ф10-2331/08 по делу N А35-930/07-С5
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, надлежаще извещены; от ответчика - не явились, надлежаще извещены; от третьих лиц - не явились, надлежаще извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 27.09.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008, по делу N А35-930/07С25, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Ж" (далее - МУП "Ж") обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании суммы расходов, связанных с предоставлением в 2005 году льгот гражданам, проживающим на территории Курской области, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 в сумме 132875,36 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Курской области, Комитет ЖКХ Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.09.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 решение от 27.09.2007 оставлено без изменения.
Ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Управление федерального казначейства по Курской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом не доказан факт предоставления льгот и размер понесенных убытков.
Как установлено судами, МУП "Ж" в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 в августе-ноябре 2005 года предоставляло отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Расходы в сумме 132875,36 руб. ответчиком не возмещены.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения МУП "Ж".
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 (в ред., действовавшей в спорный период) предусмотренные настоящим Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" N 173-ФЗ от 23.12.2004 субъекту Российской Федерации - Курской области предусмотрено выделение субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 184914,4 тыс.руб. Согласно отчету Комитета финансов Курской области об исполнении областного бюджета за 2005 субвенция получена в объеме 169644,2 тыс.руб. и является недостаточной для компенсации расходов организациям, предоставляющим льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2007 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 следует читать как "от 22.06.2006 г."
В силу ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данной нормой права также установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Пунктом 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Законом, доказательств выделения субъекту РФ денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования суду не представлено, причиненные истцу убытки, связанные с предоставлением льгот в 2005 году в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на недоказанность истцом убытков в сумме 132875,36 руб. опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами. Контррасчет размера убытков и доказательства, свидетельствующие о том, что истец понес убытки в меньшем размере, ответчиком в материалы дела не представлены.
Довод заявителя о неправомерном взыскании государственной пошлины, был предметом исследования судом апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.09.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 по делу N А35-930/07С25 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данной нормой права также установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Пунктом 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Законом, доказательств выделения субъекту РФ денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования суду не представлено, причиненные истцу убытки, связанные с предоставлением льгот в 2005 году в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 июня 2008 г. N Ф10-2331/08 по делу N А35-930/07С25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом
Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда,
рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании