Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 5 июня 2008 г. N А62-5060/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Отделения по Починковскому району Управления федерального казначейства по Смоленской области А.О.И. - главный казначей (дов. от 23.05.2008 N 01-16/416-11); Ш.В.В. - исполняющая обязанности начальника юридического отдела (дов. от 20.05.2008; 01-16/412-11); от Администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области Г.И.В. - представитель (дов. от 14.12.207 б/н); С.С.В. - представитель (дов. от 14.12.2007 б/н); М.И.Г. - начальник отдела юридической работы администрации (дов. от 18.05.2007 N 67-01/122089);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Починковскому району Управления федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.12.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008 по делу N А62-5060/07, установил:
Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Починковкому району Управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее - Отделение) по отказу в принятии к исполнению платежных поручений от 11.12.2007 NN 702,703 на сумму 339000 руб. и 339000 руб. соответственно и обязании Отделения принять к исполнению указанные платежные поручения и счета от 18.10.2007 N АОСЧТ 01174 и N АОСЧТ 01175 на приобретение автомобилей ГАЗ - 32213 для передвижных учебных классов и провести по ним финансирование расходов федерального бюджета Российской Федерации (уточненные требования).
Решением суда от 25.12.2007 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Отделение просит вынесенные по делу решение и постановление суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как видно из материалов дела, в целях оказания поддержки учреждениям высшего профессионального образования и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по обеспечению гарантий по предоставлению общего образования Правительством Российской Федерации принято Постановление от 14.02.2006 N 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы".
Пунктом 4 указанного постановления Министерству образования и науки Российской Федерации поручено разработать и утвердить, в том числе, порядок и критерии конкурсного отбора указанных в пункте 3 настоящего Постановления общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
Пунктом 3 названного постановления утверждены Правила, определяющие порядок предоставления в 2006-2007 годах бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Во исполнение указанного Постановления приказом министра образования и науки Российской Федерации от 07.03.2006 N 46 утвержден Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1.2. и 1.3 Порядка, государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется из средств федерального бюджета Российской Федерации по итогам конкурсного отбора.
Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, проводится с целью оказания им государственной поддержки посредством предоставления субсидий (по 1 млн. руб. каждому общеобразовательному учреждению, внедряющему инновационные образовательные программы в 2006 и 2007 г.г. Протокол N 2 заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов от 21.12.2005).
Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений.
Школами - победителями конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта "Образование", стали школы Починковского района, а именно, средняя муниципальная общеобразовательная школа N 1 им. А.Т. Твардовского и Мурыгинская муниципальная общеобразовательная средняя школа.
Согласно программам развития указанных средних общеобразовательных школ с целью проведения занятий по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся средних школ Починковского района указано о необходимости наличия мобильных учебных классов на базе выпускающихся микроавтобусов типа "Газель".
С целью приобретения микроавтобусов "Газель" ГАЗ-322132 (для передвижного учебного класса) за счет субсидий, выделенных на внедрение инновационных образовательных программ, Администрацией оформлены и направлены в Отделение по электронной почте платежные поручения N 702 от 11.12.2007 на сумму 339000 руб. и N 703 от 11.12.2007 на сумму 339000 руб.
Отделение, проверив платежные поручения на правильность их оформления и на соответствие целевому использованию, установило, что приобретение микроавтобусов "Газель" ГАЗ-322132 за счет субсидий, выделенных на внедрение инновационных образовательных программ, является нецелевым использованием средств.
Кроме того, Отделение также указало на неправильное оформление платежных поручений.
По вышеуказанным основаниям Отделение отказало в приеме данных платежных документов.
Посчитав действия органов казначейства незаконными, Администрация обратилась в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 225 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
В соответствии с п.1 ст. 250 БК РФ получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.
Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 226 БК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в подтверждении принятых бюджетных обязательств.
В силу ст. 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Перечень документов, представляемых для подтверждения денежных обязательств, порядок их проверки (возврата без исполнения) предусмотрен пунктами 49, 55, 56 Инструкции "О порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета", утвержденной приказом Минфина РФ от 31.12.2002 N 142н (далее - Инструкция).
Согласно пункту 56 Инструкции при оплате денежных обязательств получатель средств представляет в орган федерального казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная, акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет).
Из материалов дела видно, что согласно программам развития средних общеобразовательных школ, являющихся победителями конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта "Образование", для проведения занятий по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся средних школ Починковского района необходимо наличие мобильных учебных классов на базе выпускающихся микроавтобусов типа "Газель".
Администрация представила в Отделение документы, подтверждающие приобретение автомобилей ГАЗ-32213 для передвижных учебных классов согласно программам развития указанных средних общеобразовательных школ с целью проведения занятий по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся средних школ, за счет средств, выделенных на внедрение инновационных образовательных программ в рамках Приоритетного национального проекта "Образование".
В этой связи суд обоснованно посчитал, что вывод Отделения о нецелевом характере использования денежных средств (приобретение автомобилей ГАЗ-32213) является ошибочным.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушениях в оформлении поданных Администрацией платежных поручений является несостоятельным, поскольку допущенные нарушения не могут являться основанием для отказа в совершении разрешительной записи.
В соответствии со статьей 251 БК РФ федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям настоящего Кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств (п. 1).
Федеральное казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись (п. 3).
Как правильно указал суд, такие нарушения, как неуказание в закладке "бюджетная роспись" дополнительной информации, неверное указание в поле "назначение платежа" периода оплаты, некорректное указание счета и муниципального контракта, являются формальными, устранимыми и не могут служить основанием для отказа в совершении разрешительной надписи.
Дополнительная информация (указание кода целевого использования "190") содержится в назначении платежа. Необходимость наличия указанного кода в закладке "бюджетная роспись" никакими нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Неверное указание наименования бюджета, наименования по требованию банка является устранимым и само по себе не может служить основанием для возврата платежных поручений.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что указанный в платежных поручениях N 702 и 703 счет соответствует наименованию бюджета, наименованию по требованию - УФК по Смоленской области (отдел образования Администрации муниципального образования "Починковский район" Смоленской области).
Иные доводы, заявленные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка и оснований для их переоценки не имеется.
С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.12.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2008 по делу N А62-5060/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по Починковскому району Управления федерального казначейства по Смоленской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 июня 2008 г. N А62-5060/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом
Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда,
рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании