Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 ноября 2008 г. N А23-1716/08А-14-82
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 марта 2009 г. N 861/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании от Межрайонной Инспекции ФНС России N 4 по Калужской области К.Т.А. - нач. юр. отдела (дов. N 04-08/52 от 08.01.2008), М.Т.Е. - нач. отдела (дов. N 04-08/11333 от 02.07.2008, удост. N 298685, выданное до 23.12.2009), от ГУ - Калужского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ С.Д.В. - гл. специалиста (дов. N 6/06 от 01.08.2006, удост. N 3 от 09.01.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ - Калужского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Калужской области от 17.07.2008 по делу N А23-1716/08А-14-82, установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Калужской области (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ (далее - отделение Фонда) N 218 от 28.04.2008 в части непринятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 16378,77 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 17.07.2008 заявленные Инспекцией требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
Отделение Фонда обратилось с кассационной жалобой на состоявшейся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит его отменить.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, отделением Фонда проведена выездная проверка Инспекции по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт N 220 "с/с" от 04.04.2008 и принято решение N 218 от 28.04.2008 о непринятии к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 16941,45 руб., в том числе:
- 562,68 руб. - в связи с неверным применением периода фактически отработанного работником времени, исходя из которого должен производится расчет среднего заработка (нарушен п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 213 от 11.04.2003);
- 16378,77 руб. - в связи с включением в нарушение п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства РФ N 375 от 15.06.2007, в расчет пособий единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
При этом, по мнению отделения Фонда, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска является выплатой социального характера и при расчете среднего заработка не учитывается.
Полагая, что решение N 218 от 28.04.2008 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Инспекция обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Статьей 129 ТК РФ определено, что заработной платой (оплата труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты стимулирующего характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Оплата труда гражданского служащего регулируется главой 10 Федерального закона РФ N 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон).
При этом, согласно ст. 73 Закона, федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной данным Федеральным Законом.
Пунктом 1 статьи 50 Закона установлено, что оплата труда государственного служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 2 ст. 50 Закона).
К дополнительным выплатам в силу п. 5 ст. 50 Закона относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Из содержания приведенных норм следует, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты его труда. На единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начисляется единый социальный налог в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в том числе и в Фонд социального страхования РФ, а также взносы на обязательное пенсионное страхование.
Согласно п.п. 7 п. 2 ст. 51 Закона единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих.
В соответствии с п. 2 "Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 213 от 11.04.2003, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
В силу ст. 14 Федерального закона РФ N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", вступившего в силу с 01.01.2007, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в соответствии с главой 24 НК РФ; особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ.
Согласно п.п. "д" п. 2 "Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного постановлением Правительства РФ N 213 от 11.04.2003 денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности учитывается для расчета среднего заработка.
Кроме того п.п. "д" п. 2 "Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию", утвержденному Постановлением Правительства РФ N 375 от 15.06.2007, предусмотрено, что в заработок исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в соответствии с гл. 24 НК РФ, в том числе и денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации.
Учитывая изложенное, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в систему оплаты труда гражданских служащих, на нее начисляется единый социальный налог.
Следовательно, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего подлежит включению в расчет пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам, в связи с чем у отделения Фонда отсутствовали правовые основания для принятия решения в оспариваемой части.
В кассационной жалобе отделение Фонда ссылается на доводы, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, как несостоятельным. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судом, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 17.07.2008 по делу N А23-1716/08А-14-82 оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ - Калужского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе РФ" денежное содержание гражданского служащего состоит, в том числе, из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В результате проведенной в налоговой инспекции проверки региональным отделением ФСС РФ было принято решение о непринятии к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, поскольку инспекцией неправомерно включены в расчет пособий по беременности и родам единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
По мнению ФСС, данные единовременные выплаты являются выплатами социального характера и при расчете среднего заработка не учитываются.
Как указал суд, работники налоговой инспекции относятся к категории государственных гражданских служащих, оплата труда которых регулируется, в том числе Федеральным законом N 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе РФ".
Согласно данному Федеральному закону единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты труда, на данную выплату начисляется ЕСН.
Следовательно, рассматриваемая единовременная выплата подлежит включению в расчет пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам.
Таким образом, принятое ФСС решение признано судом незаконным.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2008 г. N А23-1716/08А-14-82
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании