Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 октября 2008 г. N Ф10-4441/08 по делу N А14-16254-2007/262/26
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2009 г. N 21/09 настоящее постановление отменено
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 2009 г. N 21/09 настоящее дело передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 августа 2009 г. N Ф10-4441/08 по делу N А14-16254-2007/262/26
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от ФГУ "З" - К.К.Л. - зам. начальника отдела (дов. пост, от 27.10.05 N 2406), от Управления Роснедвижимости - В.С.И. - нач. юр. отдела (дов. пост, от 19.02.08 N 09-11/0474),
рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.04.08 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.08 по делу N А14-16254-2007/262/26, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - ООО "П", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным действия Федерального государственного учреждения "З" по Воронежской области (далее - ФГУ "З" по Воронежской области, (учреждение), выразившегося в определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В., 10, кадастровый номер 36:34:01 05 031:0008, на основе удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего "землям под административно-управленческими и общественными объектами"; об обязании ФГУ "З" по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав общества и определить кадастровую стоимость указанного земельного участка на основании удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего "землям под промышленными объектами" (уточненные требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области (далее - учреждение).
Решением от 15.04.08 суд признал незаконными действия ФГУ "З" по Воронежской области, выразившиеся в определении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 36:34:01 05 031:0008, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В., 10, на основании удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего вида разрешенного использования: "земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения" и обязал ФГУ "З" по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "П" и определить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 36:34:01 05 031 0008, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. В., 10, на основании удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 7 виду разрешенного использования земель: "земли под промышленными объектами".
Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.08 решение суда от 15.04.08 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение, постановление суда и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей учреждения, управления, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, постановлением главы г. Воронежа от 02.03.2001 N 112 Обществу в бессрочное пользование представлен земельный участок площадью 12856 кв. м фактически занимаемый нежилым помещением по ул. В., 10 (т. 1 л.д. 26), на основании этого 27.04.2001 за Обществом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком (т. 1. л.д. 27).
Постановлением главы города Воронежа от 01.10.2002 N 1783 обществу была разрешена реконструкция существующего нежилого помещения под производство пластмассовых изделий на ранее предоставленном земельном участке по ул. В., 10.
Постановлением главы города Воронежа от 28.04.03 N 899 был утвержден акт Государственной приемочной комиссии от 18.04.03 о приемке в эксплуатацию после реконструкции встроенного нежилого помещения под производство пластмассовых изделий общей площадью 3140,1 кв. м по ул. В., 10.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.05.07 обществу на праве собственности принадлежит производственно-складское помещение в лит. А, Аl, А2 площадью 3140,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. В., 10.
Для определения размера земельного налога, подлежащего уплате в 2007 году, Общество обратилось в учреждение с запросом об указании кадастровой стоимости земли на принадлежащем ему участке.
В ответ на данный запрос была получена выписка из государственного земельного кадастра от 29.03.07 N 34-21/07-732, согласно которой удельный показатель кадастровой стоимости земель, расположенных по адресу: г. Воронеж, 10, кадастровый номер 36:34:01 05 031:0008, составляет 5923,99 руб./кв. м, а вид разрешенного использования (назначение) - нежилое помещение. Согласно приложению к постановлению Администрации Воронежской области "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Воронежской области" N 1224 от 28.12.05 данный размер удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствует в кадастровом квартале N 36:34:01 05 031 такому виду разрешенного землепользования, как "земли под административно-управленческими и общественными объектами",
Посчитав, что учреждение неправомерно определило кадастровую стоимость земельного участка, поскольку на нем расположено производственное предприятие, а не административно-управленческие и общественные объекты, общество обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что поскольку постановлениями Главы города Воронежа от 01.10.2002 N 178328 и от 28.04.2003 N 899 фактически изменен порядок разрешенного использования принадлежащего Обществу земельного участка, то управление обязано было определить кадастровую стоимость одного квадратного метра земельного участка по ул. В., 10 исходя из кадастровой оценки земли под промышленными объектами, а не под административно-управленческими и общественными объектами.
Однако такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.
Основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.04 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимаются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 29.10.2001, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Результаты кадастровой оценки земель поселений были одобрены межведомственными комиссиями муниципальных районов и городов, областной межведомственной комиссией, а также прошли экспертизу в Роснедвижимости и были утверждены постановлением администрации Воронежской области от 28.12.05 N 1224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Воронежской области" (далее - постановление N 1224).
Согласно п. 3.4 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее - методика ГКОЗП) результатом работ по ГКОЗП в рамках технологии являются удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений или удельные показатели кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в границах поселений по видам функционального использования. Определение удельного показателя и расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка по 8 виду функционального использования земель был проведен оценщиками - исполнителями работ по государственной кадастровой оценке земель поселений (населенных пунктов) в 2005 году. Эти сведения были включены в документы государственного кадастра на основании оценочной описи.
Таким образом, действующим законодательством ни ФГУ "З" по Воронежской области, ни арбитражному суду не предоставлено право определения кадастровой стоимости земельных участков и изменение вида их разрешенного использования.
Поскольку удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков указанных в соответствии с постановлением N 1224, носящем нормативный характер, а оспаривание такого акта в арбитражном суде не предусмотрено Земельным кодексом РФ и Федеральным законом N 28-ФЗ, то данный спор в силу п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражному суду не подведомствен.
Наюсновании изложенного и руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.04.08 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.08 отменить и производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результаты кадастровой оценки земель поселений были одобрены межведомственными комиссиями муниципальных районов и городов, областной межведомственной комиссией, а также прошли экспертизу в Роснедвижимости и были утверждены постановлением администрации Воронежской области от 28.12.05 N 1224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Воронежской области" (далее - постановление N 1224).
Согласно п. 3.4 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее - методика ГКОЗП) результатом работ по ГКОЗП в рамках технологии являются удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений или удельные показатели кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в границах поселений по видам функционального использования. Определение удельного показателя и расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка по 8 виду функционального использования земель был проведен оценщиками - исполнителями работ по государственной кадастровой оценке земель поселений (населенных пунктов) в 2005 году. Эти сведения были включены в документы государственного кадастра на основании оценочной описи."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2008 г. N Ф10-4441/08 по делу N А14-16254-2007/262/26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2009 г. N 21/09 настоящее постановление отменено
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-21/09
26.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4441/08
02.06.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-21/09
19.03.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 21/09
08.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4441/08
26.06.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2267/08
08.04.2008 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-16254/07