Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 февраля 2009 г. N А08-769/2008-27
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - П.А.И. (паспорт), - К.Л.С. - представителя (дов. от 11.02.08 N 1, пост.); от Администрации Белгородского района Белгородской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; Управления архитектуры Белгородского района в лице главного архитектора - Т.Ю.Е. - нач. подотдела (дов от 29.10.08 N 1732, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу Администрации Белгородского района Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.08 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.08 по делу N А08-769/2008-27, установил:
Индивидуальный предприниматель П.А.И. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Администрации Белгородского района Белгородской области (далее - Администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления земельного участка, расположенного в районе карьера "Черная поляна" Белгородского района общей площадью 84554 кв. м кадастровый номер 31:15:03 13014:0060 в собственность за плату. Указанный земельный участок находился у ЗАО "Б" в пользовании на основании договора аренды. Здания, расположенные на указанном земельном участке, зарегистрированы за П. на праве собственности, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права. Одновременно просит понудить ответчика заключить с ним договор купли-продажи этого земельного участка.
Решением суда от 30.06.08 признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в не решении вопроса по заявлению о предоставлении Предпринимателю земельного участка в собственность.
Суд обязал Администрацию после вступления решения в законную силу подготовить договор купли-продажи земельного участка площадью 84554 кв. м с кадастровым номером 31:15:03 13 014:0060, расположенного в границах ОАО "А" в районе карьера "Ч" Белгородского района и в течение 15 дней направить договор П. для подписания.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.10.08 решение от 30.06.08 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить принятые по делу решение, постановление и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей Предпринимателя и Администрации, кассационная инстанция полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 20.09.93 на основании постановления Главы администрации Белгородского района Белгородской области N 760 предприятию "Б" в постоянное (бессрочное) пользование выделено 8,9 га земли в районе карьера "Черная поляна" для организации подсобного тепличного хозяйства.
Постановлением N 612 Главы администрации Белгородского района Белгородской области от 11.08.03 у ЗАО "Б" был изъят земельный участок площадью 4446 кв. м из площади земельного участка 8,9 га и зачислен в земельный фонд района.
Участок площадью 84554 кв. м предоставлен ЗАО "Б" в аренду сроком на 10 лет. Договор аренды от 22.11.03 N 567 зарегистрирован в Управлении ФРС по Белгородской области в установленном порядке 23.11.04.
ЗАО "Б" по договору купли-продажи от 04.07.05 N 8 продало предпринимателю Н.О.Н. объекты недвижимости, расположенные по адресу: Белгородская область, Белгородский район в границах ОАО "А" в районе карьера "Ч", а именно: здание административно-бытового корпуса площадью 8534,3 кв. м, инвентарный номер 19685, кадастровый номер 31:15:00:00:19685/02:1001/А, здание гаража площадью 70,5 кв. м инвентарный номер 19685, кадастровый номер Я:15:00:00:19685/02:1001/Б9, здание овощехранилища площадью 269,2 кв. м, инвентарный номер 19685, кадастровый номер 31:15:00:00:19685/02:1001/В, здание скважины площадью 13 кв. м, инвентарный номер 19685, кадастровый номер 31:15:00:00:19685/02:1001/58, сооружение - водонапорная башня высотой 5,9 м инвентарный номер 19685, кадастровый номер 31:15:00:00:19685/02:1001/Д1, сооружение - водонапорная башня высотой 3м инвентарный номер 19685, кадастровый номер 31:15:00:00:19685/02:1001/Д.
По договору купли-продажи от 28.06.06 N 6 Н.О.Н. продал указанные объекты Предпринимателю.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 28.08.06 за Предпринимателем признано право собственности на указанные объекты.
14 декабря 2006 года Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка под указанными объектами недвижимости.
Администрация постановлением от 11.05.07 N 281 предоставила земельный участок площадью 84554 кв. м предпринимателю в аренду сроком на 5 лет.
16 ноября 2007 года Предприниматель повторно обратился с заявлением о приобретении земельного участка в собственность.
Письмом от 25.12.07 N 1655 Администрация предложила предпринимателю заключить договор аренды земельного участка.
Посчитав действие Администрации, выразившееся в отказе предоставления земельного участка, расположенного в районе карьера "Ч" Белгородского района общей площадью 84554 кв. м кадастровый номер 31:15:03 13 014:0060 в собственность за плату и в заключении договора купли-продажи данного земельного участка не соответствующими закону и нарушающими его права и интересы, Предприниматель обратился за защитой в арбитражный суд.
Между тем судом в резолютивной части признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в не решении вопроса по заявлению о предоставлении Предпринимателю земельного участка в собственность.
Согласно ч. 5 ст. 170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать, в том числе, выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
Поскольку в нарушение требований ч. 5 ст. 170 АПК РФ в резолютивной части решения не сделаны выводы о результатах рассмотрения заявленного требования, кассационная инстанция считает, решение суда от 30.06.08, оставленное в силе постановлением апелляционного суда от 10.10.08, не может быть признано судебным актом о разрешении возникшего спора.
При указанных обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Кроме того, при новом рассмотрении дела суду необходимо учесть следующее.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие, в том числе, в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане или юридические лица - собственники зданий, строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.05 N 11 установлено, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.04 N 418 "Об утверждении положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Таким образом, только Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенные в настоящем постановлении недостатки и рассмотреть спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.08 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.08 по делу N А08-769/2008-27 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.05 N 11 установлено, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.04 N 418 "Об утверждении положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 февраля 2009 г. N А08-769/2008-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании