Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 февраля 2009 г. N А09-3983/2008-32
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 декабря 2008 г. по делу N А09-3983/2008-32
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа Л.С.В. - специалиста 2 разряда юридического отдела (дов. от 11.01.2009 N 02-01/000023 пост.), от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от третьего лица - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2008 по делу N А09-3983/2008-32, установил:
Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Брянской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "А".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Брянской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя инспекции, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "А" зарегистрировано 09.11.2004 за основным государственным регистрационным номером 1043216504649, идентификационный номер налогоплательщика 3241000852, состоит на налоговом учете в межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Брянской области. Уставный капитал ООО "А" составляет 10000 руб.
Считая, что обществом нарушены требования статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", что является, по мнению налогового органа, грубым нарушением закона и основанием для ликвидации, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений Закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений Законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Пунктом 4 статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.
Стоимость чистых активов общества определяется в порядке, установленном Федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами.
Согласно расчету стоимости чистых активов ООО "А", произведенному на основании бухгалтерских балансов ответчика за 2005 год, за 2006 год, за 2007 год, за шесть месяцев 2008 года стоимость чистых активов ответчика составляет: по итогам 2005 года минус 84000 руб., по итогам 2006 года минус 178000 руб., по итогам 2007 года минус 355000 руб., по итогам шести месяцев 2008 года минус 444000 руб.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком действительно были нарушены положения статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Вместе с тем, взаимосвязанные положения пункта 4 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не предполагают, что общество подлежит незамедлительной ликвидации, как только чистые активы стали уменьшаться, а позволяют учредителям принять необходимые меры по улучшению его финансового состояния.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, допущенное юридическим лицом нарушение не может само по себе являться единственным основанием для его ликвидации, при условии, что оно носит устранимый характер.
Судом установлено, что при наличии отрицательного значения размера чистых активов, общество не имеет задолженности перед персоналом по заработной плате, задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды незначительна.
Доказательств, подтверждающих наличие достаточных оснований для ликвидации ООО "А", в частности указывающих на существенных характер допущенных ответчиком нарушений и вызванных им последствий, выразившихся в нарушении прав и законных интересов других лиц, в целях защиты которых необходимо применить именно данную, исключительную меру ответственности, межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Брянской области не представила.
Учитывая, что выявленные нарушения не носят неустранимый характер, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2008 по делу N А09-3983/2008-32 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 февраля 2009 г. N А09-3983/2008-32
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании