Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 марта 2009 г. N А09-6937/2008-21
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 9094/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя К.Р.С. - представителя (дов. от 03.09.08 N 1а-08/214, пост.), П.А.О. - представителя (дов. от 29.12.08 N 1а-09/251, пост.), З.Л.В. - представителя (дов. от 19.03.09 N 1а-09/344, пост.), Д.Н.Ю. - представителя (дов. от 19.03.09 N 1а-09/343, пост.), от налогового органа Д.В.А. - представителя (дов. от 11.01.09 N 02-30/00013, пост.), Ю.О.А. - представителя (дов. от 24.03.09 N 02-30/04198, пост.), Б.Ж.В. - представителя (дов. от 24.03.09 N 02-30/04197, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2008 г. по делу N А09-6937/2008-21, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Б" (далее - ООО "Б", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области от 11.06.2008 . N 7 в части предложения уплатить сумму недоимки по НДС в размере 17834408 руб., пени по НДС в размере 6712227 руб. 93 коп., предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в размере 4977082 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС в размере 1435888 руб., а также в части предложения уплатить сумму недоимки по налогу на прибыль в размере 92567 руб. и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль в размере 2930 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области просит отменить названный судебный акт в части удовлетворения требований налогоплательщика по эпизоду, связанному с непринятием налоговых вычетов по НДС по "разбалансу газа" и в этой части вынести по делу новый судебный акт. По мнению инспекции, при поставке газа населению, не имеющему приборов учета и оплачивающему газ согласно установленным нормативам, должен применяться следующий порядок налогообложения НДС: в реализацию включается та часть, которая оплачивается населением в соответствии с нормативом потребления, на вычеты ставится объем приобретенного газа за минусом объема газа, переданного населению сверх нормативов, который к оплате населению не предъявлялся. Налоговый орган полагает, что "разбаланс газа" не признается реализацией в смысле, придаваемом данному понятию пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ, соответственно, передача данного объема газа не является операцией, облагаемой НДС, в связи с чем необходимо было применить по делу подпункт 4 пункта 2 статьи 170 НК РФ, в соответствии с которым суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией, учитываются в стоимости таких товаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области по результатам выездной налоговой проверки, оформленной актом от 07.05.2008 г. N 37, принято решение от 11.06.2008 г. N 37 о привлечении ООО "Б" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, в соответствии с которым по обжалуемому эпизоду налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС в размере 17740307 руб., пени по НДС в размере 6710718 руб., налоговую санкцию согласно п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС в размере 1426955 руб., уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в размере 4962641 руб.
Судом установлено, что Общество в проверяемом периоде в соответствии с договорами поставки, заключенными с ООО "М" от 09.12.2003 N К-5-7-0256, от 24.12.2004 N К-5-7-0115/05, от 16.12.2005 N К-5-7-0029/06, от 18.12.2006 N К-5-7-0133/07 приобретало газ, который впоследствии реализовывало промышленным предприятиям и населению. Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные Обществу при приобретении газа, принимались им к вычету.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) и порядок реализации этого права установлен ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
На основании п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ), либо для перепродажи.
Пункт 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Налоговой инспекцией подтвержден факт оформления счетов-фактур при приобретении обществом газа с соблюдением требований налогового законодательства, уплаты обществом выделенного в них налога на добавленную стоимость в полном объеме и принятия на учет всего объема приобретенного газа.
В связи с тем, что общество, приобретая у ООО "М" природный газ, выполнило предусмотренные законом условия для принятия НДС к вычету, суд исходя из приведенных норм Кодекса сделал обоснованный вывод о том, что общество правомерно в проверяемом периоде применило вычет на спорную сумму НДС.
Довод инспекции о том, что налогоплательщик не имеет право на применение вычета, поскольку "разбаланс газа" не является реализацией в смысле, придаваемому данному термину налоговым законодательством (п. 1 ст. 39 НК РФ), является несостоятельным.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги (в т.ч. услуги газоснабжения населения) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу п. 2.9 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго РФ 14.10.1996 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.1996 N 1198), учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления, при наличии систем местного отопления). Нормы расхода газа на одного человека и единицу отапливаемой площади, а также нормы расхода газа на содержание скота в личном подсобном хозяйстве разрабатываются и определяются газораспределительными организациями в установленном порядке.
Согласно п. 2.10 указанных Правил право утверждать нормы расхода газа предоставляется органам исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ N 719 от 23.07.1993.
При этом, на основании п. 3 ст. 541 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, оплачивая при этом лишь количество газа, определяемое по установленным нормам.
Таким образом, особенностью предмета договора газоснабжения физических лиц является право абонента отбирать газ в любом необходимом ему количестве. При этом оплата за потребленные объемы газа производится исходя из установленных розничных цен и объема газа, определенного по нормативам газопотребления. Поставщик газа лишен возможности требовать от населения оплаты поставленного газа в ином порядке и в ином размере.
В силу Информационного письма Федеральной службы по тарифам от 28.06.2005 N СН-3923/9 разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС), и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормам и (или) проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, обусловлен, в том числе, отклонением объемов фактического потребления газа населением от норм потребления, установленных местными органами власти.
Как установлено судом, поставленный населению (физическим лицам, у которых отсутствуют приборы учета) газ не оплачен им в части, приходящейся сверх установленных нормативов потребления (за сентябрь, ноябрь, декабрь 2004, февраль, март, сентябрь, декабрь 2005, январь, май, сентябрь 2006, февраль 2007), так как подлежал оплате исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Разница в объемах газа, превышающая объем фактически поставленный над объемом фактически оплаченным населением ("отрицательная разница", "разбаланс газа"), составила за указанные периоды 128274,486 тыс. куб.м. газа.
С учетом непрерывного цикла потребления и транспортировки газа, а также в виду отсутствия у общества газохранилищ, весь объем газа, приобретенного ООО "Б" у ООО "М", был поставлен конечным потребителям, что отражено в решении налогового органа и подтверждается материалами дела. В подтверждение того, что приобретенный газ был реализован в полном объеме, обществом были представлены акты о количестве поданного-принятого газа по договорам поставки газа и акты о количестве транспортированного природного газа по договорам транспортировки газа, в том числе и населению на бытовые нужды, по газораспределительным сетям. Достоверность вышеназванных актов не оспаривается налоговым органом.
Таким образом, вывод суда о том, что весь объем газа был использован в операциях, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, является верным.
Довод налоговой инспекции о том, что вычет по объему газа, приобретенному и поданному населению, необходимо определять исходя из объема газа, установленного по нормативам потребления газа, обоснованно отклонен судом как необоснованный, так как эти нормативы не могут рассматриваться как объемы газа, реализованные населению. Указанные нормы используются лишь для расчета платы за потребленный газ при отсутствии у физического лица приборов учета, что нашло свое отражение в пункте 13 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392. В свою очередь, право граждан на потребление природного газа не ограничено объемом, равным нормам потребления.
Нормы главы 21 НК РФ не содержат запрета в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость в случаях, если отклонение выручки от реализации газа населению от расходов на приобретение газа обусловлено не действиями Общества, а установленным законодательством способом расчета за потребленный населением природный газ.
Положения п.п. 4 пункта 2 статьи 170 НК РФ, на которые ссылается инспекция, не могут быть применены по данному делу, так как довод налогового органа о том, что не может быть признана реализацией в целях налогообложения передача права собственности на объемы газа, потребленного населением, не имеющим приборы учета газа, сверх установленных нормативов, не основан на нормах действующего законодательства.
В силу положений статьи 143 Кодекса организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса реализация товаров (работ, услуг) признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
К числу операций, освобождаемых от обложения указанным налогом на основании статьи 149 Кодекса, операции по обеспечению потребителей (населения) природным газом, не отнесены.
В соответствии со статьями 146, 153, 154, 166, 171, 172 Кодекса ООО "Б" уплачивало в установленном порядке с реализации названных услуг налог на добавленную стоимость и вправе было предъявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные ООО "Б" за проданный им природный газ.
Согласно пункту 1 статьи 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Кроме того, названными нормами Кодекса не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги), оплаченные исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что частичная неоплата физическими лицами газа, потребленного сверх установленных нормативов, согласно ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ не является основанием для отказа налогоплательщику в вычете сумм НДС, уплаченных поставщику по выставленным им счетам-фактурам, суд правомерно посчитал, что решение налогового органа не соответствует закону, в связи с чем признал его недействительным.
Поскольку судом при рассмотрении спора не допущено нарушений норм материального и процессуального права, кассационная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2008 г. по делу N А09-6937/2008-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на установленные налоговые вычеты.
Налогоплательщик, поставляющий газ населению, оспорил решение налогового органа о доначислении НДС. Основанием для принятия обжалуемого решения послужил вывод налогового органа о том, что в части поставленного населению газа сверх установленных нормативов, а соответственно не оплаченному, налогоплательщик не имеет права на вычет сумм НДС, предъявленных ему первоначальным продавцом газа.
Суд, рассмотрев дела, не поддержал позицию налогового органа. Довод налогового органа о том, что вычет по объему газа, приобретенному и поданному населению, необходимо определять исходя из объема газа, установленного по нормативам потребления газа, судом был отклонен, т.к. данные нормативы не могут рассматриваться как объемы газа, реализованные населению.
Как пояснил суд, нормы НК РФ не содержат запрета в применении вычетов по НДС в случаях, если отклонение выручки от реализации газа населению от расходов на приобретение газа обусловлено не действиями налогоплательщика, а установленным законодательством способом расчета за потребленный населением газ.
Иными словами, частичная неоплата физическими лицами газа, потребленного сверх установленных нормативов, не является основанием для отказа поставщику газа в вычете сумм входного НДС.
На основании изложенного, суд признал решение налогового органа недействительным. Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 2009 г. N А09-6937/2008-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании