Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 5 марта 2009 г. N А14-6071/2008/228/19
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Администрации городского округа город Воронеж - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от общества с ограниченной ответственностью "Л" Р.М.В. - адвоката, доверенность от 11.07.2008, от ФГОУ СПО "В" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Л" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А14-6071/2008/228/19, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации городского округа город Воронеж от 29.06.2006 N 1120 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Л" (ИНН 3666087095) земельного участка для проектирования административного корпуса, пристраиваемого к существующему спортивно-административному центру по проспекту Революции, 29ж, и разрешении реконструкции отдельно стоящего здания столовой по проспекту Революции, 29".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Общество 02.06.2005 обратилось в Администрацию с заявлением о выделении земельного участка для строительства пристройки к спортивно-административному зданию, расположенного по адресу: город Воронеж, проспект Революции, 29ж.
Данный участок относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена и граничит с принадлежащим на праве собственности ООО "Л" земельным участком (по адресу: город Воронеж, проспект Революции, 29в) и участком, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности и предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ СПО "В" (по адресу: город Воронеж, проспект Революции, 29).
Директором департамента градостроительства и земельных отношений на основании заявления Общества 04.10.2005 утвержден акт выбора участка под проектирование и строительство административного здания.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 29.06.2006 N 1120 утверждены акт выбора и проект границ земельного участка площадью 1155 кв. м по проспекту Революции, 29ж для проектирования и строительства административного корпуса с осуществлением реконструкции аварийного здания столовой, принадлежащего ФГОУ СПО "В". Пунктом 3 постановления предусматривалось предоставление Обществу указанного земельного участка в аренду сроком на 5 лет, а пунктом 5 разрешалось проектирование административного корпуса и реконструкция здания столовой.
Администрация 25.06.2008 выдала ООО "Л" разрешение на строительство для выполнения подготовительных работ по строительству административного корпуса, пристраиваемого к спортивно-административному центру.
На основании договора от 25.12.2006 N100-06/гз, заключенного с Главным управлением государственного имущества Воронежской области, упомянутый земельный участок передан ООО "Л" в аренду.
Не согласившись с постановлением от 29.06.2006 N 1120, Управление обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно исходили из того, что при вынесении оспариваемого постановления не были соблюдены предусмотренные законодательством процедуры, а также нарушены права смежных землепользователей.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется нормами статьей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, являющегося основанием для заключения договора аренды земельного участка и его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 данной статьи предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства необходимо соблюдение всех этапов указанного выше порядка, в том числе проведение мероприятий по землеустройству.
Согласно статье 15 Федерального закона "О землеустройстве" в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления, при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и межевание объектов землеустройства.
Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396 "Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства" определены работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и по межеванию объектов землеустройства. В соответствии с пунктом 9 Положения о проведении территориального землеустройства работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя, в частности, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.
Пункт 10 данного Положения закрепляет, что при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее, чем за 7 дней до начала работ.
Следовательно, до принятия решения о предоставлении земельного участка необходимо совершение всех мероприятий по землеустройству, в том числе определение границ объекта землеустройства на местности в рамках работ по межеванию объектов землеустройства, с учетом законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием.
Учитывая приведенные нормы, а также имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что в нарушение приведенных норм до завершения всех предусмотренных законодательством мероприятий по землеустройству, в том числе по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласованию с лицами, права которых могли быть затронуты, оспариваемым постановлением от 29.06.2006 N 1120 Администрацией не только утверждены акт выбора земельного участка для проектирования и строительства административного корпуса по проспекту Революции, 29ж и проект границ земельного участка по указанному адресу, но и предоставлен в аренду ООО "Л" земельный участок по указанному адресу.
Кроме того, пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105 "Об утверждении положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений" предусмотрено, что при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства.
Между тем, доступ на земельный участок, предоставленный оспариваемым постановлением Обществу в аренду, возможен только через территорию ФГОУ СПО "В", а следовательно, границы земельного участка установлены в нарушение законодательства и земельный участок предоставлен Обществу без обеспечения доступа к нему.
Кроме того, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1 ст. 209 ГК РФ).
Отдельно стоящее здание столовой по адресу г. Воронеж, проспект Революции, 29 является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГОУ СПО "В", что подтверждается реестром федерального имущества, свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления ФГОУ СПО "В" от 02.08.2001 N 36-34-137/2001-21.
От имени Российской Федерации права собственника имущества осуществляют органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 215, часть 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с Положением о Федеральном Агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в отношении федерального имущества; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам (п. 5.8); осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом (5.37).
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, осуществляет полномочия через свои территориальные органы.
Согласно разделу 11 "Функции Территориального управления" Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (утверждено приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37) Территориальное управление располагает полномочиями собственника по отношению к спорным объектам.
В соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации разрешение реконструкции объекта возможно лишь при согласии всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Оспариваемым постановлением ООО "Л" разрешена реконструкция отдельно стоящего здания столовой по проспекту Революции, 29 без получения согласия собственника - Российской Федерации, что не оспаривается Администрацией.
Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует положениям Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, поскольку Администрацией нарушена предусмотренная законодательством процедура предоставления Обществу земельного участка, а также права и законные интересы смежных землепользователей, арбитражный суд обоснованно признал оспариваемое постановление недействительным.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на пропуск срока оспаривания постановления Администрации, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению так как документально не подтверждена.
Кроме того, поскольку указанный срок может быть восстановлен судом, то рассматривая спор по существу заявленных требований, суд тем самым восстанавливает указанный срок.
Оснований считать, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену или изменение принятых по делу судебных актов, у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А14-6071/2008/228/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 марта 2009 г. N А14-6071/2008/228/19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании