Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
главы
Администрации г. Рязани
от 22 июля 1997 г. N 2397
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
на 1997-2003 годы
Введение
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы (далее Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".
Основные положения Программы определяют пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства и меры по ее осуществлению.
Выполнение Программы рассчитано до 2004 года с поэтапным решением задач.
I. Состояние и цели реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
В Рязани с 1993 года последовательно проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целях улучшения содержания жилищного фонда, повышения ответственности за качество выполняемых работ разделены функции "заказчика" и "подрядчика", функционирует служба заказчика, обеспечивающая обслуживание жилого фонда на договорной основе, принимаются меры по созданию рынка жилищных услуг, вводятся различные формы управления жилищных фондом. Постепенно увеличивается доля платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги с предоставлением малообеспеченным слоям населения субсидий за их оплату. Внедряются ресурсосберегающие технологии и приборы индивидуального учета расхода воды и тепла.
Однако, преобразования в жилищно-коммунальной сфере Рязани не отвечают требованиям времени. Социально-экономическая ситуация в городском хозяйстве, как и по стране в целом, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.
В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения. Не создан действенный механизм стимулирования ресурсосбережения. Не обеспечиваются минимальные стандарты качества обслуживания.
Если на предыдущем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило в основном путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе целесообразно сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг.
В процессе перехода к полной компенсации населением издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг выявилась настоятельная необходимость учитывать реальную платежеспособность населения. Главным условием реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями бюджета и доходами населения.
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Основными способами достижения указанных целей являются:
- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- совершенствование договорных отношений, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищного фонда и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
- совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
II. Основные пути реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
2.1. Демонополизация и развитие конкурентной сферы
Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства.
2.1.1. Обеспечить, начиная с 1997 г., формирование муниципального заказа на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения преимущественно на конкурсной основе.
2.1.2. Осуществлять совершенствование договорных отношений дирекции единого заказчика и подрядчиков всех форм собственности на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда с применением экономических санкций за нарушение договорных обязательств.
2.1.3. С целью защиты интересов потребителей от предприятий-монополистов по качеству обслуживания и росту тарифов, а также создания конкурентной среды привлекать организации всех форм собственности к обслуживанию жилья на конкурсной основе с доведением доли муниципального жилья, обслуживаемого на конкурсной основе, к концу 1997 года до 20 %, к концу 1998 года до 50 %, к концу 1999 года до 75 %, к концу 2000 года до 100 %.
2.1.4. Проводить контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием государственного, муниципального и других жилищных фондов, а также указанных объектов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения силами управления городского хозяйства, государственной жилищной инспекции по Рязанской области, дирекции единого заказчика.
2.1.5. Расширить практику осуществления контроля за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций-поставщиков топливно-энергетического комплекса.
2.1.6. Продолжить практику установки приборов учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов.
2.2. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным
хозяйством
Ключевой проблемой нового этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм.
Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно-коммунального назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом " заказчик" - " подрядчик" (предприятие жилищно-коммунального хозяйства) формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:
- инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими;
- собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;
- потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья, другие организации.
2.2.1. В 1998 году разработать и заключить договор между администрацией города и дирекцией единого заказчика на передачу в оперативное управление объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.
2.2.2. В 1997 году начать, а в 1998 году завершить работу по заключению договоров на оказание эксплуатационных и коммунальных услуг между собственниками, владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и дирекцией единого заказчика; и в дальнейшем проводить эту работу постоянно.
2.2.3. Обеспечить в 1997 году и в последующие годы обязательное заключение договоров между дирекцией единого заказчика и коммунальными предприятиями, оказывающими услуги населению (водоснабжение, отопление, обеспечение горячей водой и т.д.) с целью улучшения обслуживания населения.
2.2.4. В 1998 году завершить процесс передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.
2.2.5. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие создание Товариществ собственников жилья посредством предоставления льгот, организации обучения и т.д. Осуществлять дотирование товариществ собственников жилья в размерах дотирования муниципального жилищного фонда. Устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги товариществам собственников жилья в размерах, утвержденных для населения города.
III. Реформирование системы финансирования
жилищно-коммунального хозяйства, оплата
жилья и коммунальных услуг
3.1. Снижение издержек по содержанию и ремонту жилищного фонда
и поставке коммунальных услуг
Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает:
- переход к самофинансированию жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;
- увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.
Переход на новые принципы расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве будет осуществляться постепенно.
3.1.1. В 1997 году уточнить нормативы энерго-, водо- и газоснабжения для населения на основе практических и экономически обоснованных норм.
3.1.2. Управлению экономики города совместно с региональной энергетической комиссией при установлении цен и тарифов на энергоресурсы и воду обеспечить обоснованность производственных затрат организаций-поставщиков.
3.1.3. Постоянно проводить работы по внедрению ресурсосберегающих технологий. Устанавливать в домах приборы учета расхода воды и тепловой энергии. Установка приборов учета на жилищном фонде производится за счет средств городского бюджета, а также используя кредиты Всемирного банка. Требовать с застройщика установку приборов учета расхода воды и тепловой энергии при сдаче домов в эксплуатацию.
3.1.4. Возложить постоянный контроль за содержанием, ремонтом и сохранностью жилищного фонда на дирекцию единого заказчика .
3.2. Оплата жилья и коммунальных услуг
Особенностью нового этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства является изменение практики ценообразования, переход от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов граждан. Это позволит обеспечить наиболее безболезненный для населения переход жилищно-коммунального хозяйства к рыночной системе хозяйствования.
3.2.1. Продолжить переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечив к 2004 году уровень платежей граждан в размере полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальных услуг.
Установить следующий уровень платежей населения (в % к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг):
1997 год - 30 % 2001 год - 70 %
1998 год - 40 % 2002 год - 80 %
1999 год - 50 % 2003 год - 90 %
2000 год - 60 % 2004 год - 100 %
3.2.2. В 1997 году создать информационно-вычислительную базу в дирекции единого заказчика и разработать для населения форму ежемесячной квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг с разделением на виды услуг, выделением платежей населения и размеров бюджетных дотаций, а также с указанием размера жилищных компенсаций (субсидий) малообеспеченным группам населения и разъяснением положений жилищной реформы.
3.2.3. В целях упорядочения перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг ввести новую структуру платежей населения за жилье всех форм собственности, включающую:
- первый платеж - за содержание и ремонт мест общего пользования в жилых зданиях, отчисления на капитальный ремонт;
- второй платеж - за коммунальные услуги (с разделением по видам услуг);
- третий платеж - налог на имущество физических лиц для собственника жилых помещений и плату за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства и реконструкции) для нанимателя жилого помещения.
3.2.4. Управлению экономики города разработать в 1997 году и ввести с 1998 года механизм взимания повышенной платы за жилищные и коммунальные услуги с граждан, имеющих площадь жилых помещений, превышающую социальные нормы, а также имеющих несколько квартир, с учетом установленных законодательными актами прав граждан на дополнительную площадь и защиты интересов семей, состоящих из инвалидов и пенсионеров.
3.2.5. Утвердить в 1997 году общие принципы расчетов с гражданами, являющимися собственниками жилья и пользователями жилых помещений в общежитиях, четко определив порядок финансирования расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда в зависимости от вида жилья.
3.2.6. Начиная с 1998 года производить дальнейшую дифференциацию ставок оплаты жилищных услуг, в зависимости от уровня благоустройства жилищного фонда и его месторасположения.
3.2.7. Подготовить к 1 январю 1998 года предложения об упорядочении системы предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
3.2.8. В 1998 году разработать механизм обязательного страхования жилищного фонда с включением затрат по страхованию в себестоимость жилищных услуг.
3.2.9. Содействовать активизации работы предприятий и организаций по снижению задолженности за выполненные работы и оказанные услуги, по выявлению неплательщиков и применению к ним штрафных санкций, по проведению взаимных зачетов долговых обязательств, а также по погашению задолженности по налогам и платежам, использованию в установленном порядке других эффективных форм расчетов.
3.3. Обеспечение социальной защиты населения
3.3.1. В целях социальной поддержки населения разработать новый порядок предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальный услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума и совокупного дохода семьи.
3.3.2. Управлению экономики города:
- проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения города, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
- анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги на финансовое состояние предприятий города.
3.3.3. Установить максимально допустимую долю собственных расходов семьи (в процентах) от совокупного дохода в следующих размерах:
1997 год - 15 % 2001 год - 22 %
1998 год - 17 % 2002 год - 24 %
1999 год - 18 % 2003 год - 25 %
2000 год - 20 %
3.3.4. В целях социальной поддержки населения продолжить практику улучшения жилищных условий нуждающимся гражданам, предоставляя безвозмездные субсидии на строительство, реконструкцию и приобретение жилья.
3.3.5. В 1998 году управлению экономики города, городскому финансовому управлению, управлению городского хозяйства, дирекции единого заказчика, управлению социальной защиты населения разработать стандарты для города Рязани, определяющие условия проживания граждан.
3.4. Совершенствование законодательно-нормативной базы в
жилищно-коммунальном хозяйстве
3.4.1. Подразделениям администрации города в установленном порядке вносить предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
3.4.2. Управлению экономики города, управлению городского хозяйства обеспечить постоянную разработку новых и совершенствованию действующих нормативных документов по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города.
3.4.3. Продолжить работу по разъяснению горожанам новых условий оплаты жилья и коммунальных услуг и порядка предоставления малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также информировать население о результатах принятых в городе мер по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.
IV. Этапы реализации программы
I этап: 1997-1998 годы
Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации Программы.
Завершение разграничения функций собственника, дирекции единого заказчика и обслуживающих организаций в государственном и муниципальном жилищных фондах. Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Доведение государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 50 %.
Формирование подходов к отбору на конкурсной основе управляющей и обслуживающей организаций для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов.
Переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов.
Обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление.
Упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определение источников их финансирования.
Включение в ставку оплаты жилья платы за найм и затрат на капитальный ремонт.
Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов.
Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении.
Демонополизация деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Принятие городских стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров.
Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или отремонтированном жилье.
II этап: 1999-2000 годы
Доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100 процентов. Использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации государственном и муниципальном жилищных фондах.
Завершение в основном перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования.
Поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг.
Разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.
III этап: 2001-2003 годы
Завершение перехода на полную оплату затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек.
Завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья.
Обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов.
Внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Рязани от 22 июля 1997 г. N 2397 "Об утверждении "Программы реформирования жилищно-коммунального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.