Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы администрации области
от 14 июля 1994 г. N 424
Положение
о порядке разработки и реализации
региональных (областных) программ
Настоящее положение разработано в соответствии с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ развития Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 г. N 638 "Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" и "Методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ Российской Федерации в условиях рынка", разработанными научно-исследовательским институтом управления Министерства экономики Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Региональные (областные) программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические процессы для достижения конечных социально - экономических целей. Они служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно - технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных территориальных проблем.
1.2. Программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно - исследовательских, производственных, социально - экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение поставленных проблемой задач.
1.3. Региональные программы классифицируются по нескольким признакам (территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем и др.), которые служат условием отыскания общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программы, особенности управления ими и т.д. (Приложение N 1).
2. Отбор территориальных проблем, подлежащих
решению на программной основе
2.1. При обосновании проблем для их решения программными методами необходимо руководствоваться результатами анализа экономического и экологического состояния области, основными приоритетами, прогнозами и целями структурной перестройки экономики области, состоянием финансовых ресурсов.
2.2. Предложения для включения их в перечень проблем, подлежащих программной разработке, должны содержать:
- сущность проблемы и анализ причин ее возникновения;
- предполагаемый взаимоувязанный перечень мероприятий, который необходимо осуществить в сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг) для решения проблемы и возможные сроки их реализации;
- ориентировочный расчет потребности в финансовых (бюджетных и внебюджетных), материальных, трудовых и информационных ресурсах, источники их обеспечения;
- перечень возможных государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программ;
- предварительную оценку ожидаемой социально - экономической эффективности;
- соответствие последствий от реализации программных мероприятий экологическим требованиям.
2.3. Инициаторами постановки проблем, требующих программной разработки, могут выступать органы управления администрации области, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, администрации городов и районов, предприятия, организации, а также отдельные граждане.
2.4. Инициаторы постановки проблем направляют в комитет по экономике администрации области, на который возложено методическое руководство и координация работ по разработке и реализации программ, предложения для включения их в перечень проблем, подлежащих программной разработке, в виде сводной таблицы (Приложение N 2) и пояснительной записки, в которой отражены разделы, указанные в п. 2.2 данного положения.
2.5. После регистрации и проверки на правильность заполнения поданных документов, предложение передается в соответствующее подразделение администрации области для прохождения экспертной проверки. Срок проведения экспертизы не более 20 дней со дня поступления документов в комплекс. При проведении экспертной оценки учитывается:
- важность для области, отрасли решаемой проблемы, ее актуальность и неотложность;
- настоящий уровень проблемного объекта по основным параметрам в сравнении с целесообразным уровнем;
- возможность решения проблемы программным методом (выявление наличия у проблем программных признаков - конечность во времени реализации, локализуемость проблемного объекта, наличие значительного числа участников в решении проблем, требующего координации их деятельности, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и т.д.).
Результаты экспертной проверки оформляются в виде справки, которая совместно с другими документами по данному предложению направляется в комитет по экономике для обобщения полученных предложений и рассмотрения их в экономическом комплексе.
2.6. Рассмотренные предложения формируются в комитете по экономике в каталог проблем, требующих решения на программной основе (Приложение N 3) и представляются главе администрации области на утверждение.
2.7. Каталог проблем, требующих программного решения, пополняется постоянно по мере подачи предложений, корректируется с учетом изменяющихся условий и переутверждается главой администрации ежегодно в июле-августе месяце.
2.8. Экономический комплекс совместно с финансовым управлением в рамках бюджетного процесса определяет возможный объем финансирования разработки проектов программ на очередной финансовый год, осуществляет на основании этого отбор из утвержденного каталога наиболее приоритетных проблем, оформляет их в соответствии с Приложением N 4 и представляет главе администрации на утверждение для финансирования разработки в очередном финансовом году.
3. Порядок разработки территориальных программ
3.1. После утверждения перечня приоритетных проблем, требующих программной разработки, глава администрации издает распоряжение о разработке программ, в котором определяются государственные заказчики, сроки разработки, объем и источник финансирования на разработку программ, а также в случае необходимости поручается государственным заказчикам разработка Положения об органе программно - целевого управления и о внебюджетном фонде по реализации программ.
3.2. В качестве государственного заказчика могут выступать администрация области (в лице соответствующего подразделения), а также органы территориального управления.
3.3. Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и качественную разработку программы, назначает ответственного за разработку программы, осуществляет контроль за проектированием программы, экспертизу предложенного разработчиками проекта и приемку программы.
3.4. Государственный заказчик определяет разработчика проекта программы. Выбор разработчика необходимо проводить на конкурсной основе.
3.5. В качестве разработчика могут быть предприятия, организации, включая научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические институты, профиль которых близок к разрабатываемой проблеме.
3.6. Разработчик осуществляет работы по проектированию программы на основе договора с заказчиком.
3.7. Государственный заказчик подготавливает и выдает разработчику исходное задание на разработку территориальной программы (Приложение N 5).
3.8. Разработчик, руководствуясь исходным заданием, подготавливает и согласовывает с заказчиком:
- общую схему программы и организационный план ее составления;
- координационный план, в котором всем соисполнителям определяется содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объем и источники их финансирования;
- необходимый методический материал, формы и показатели для соисполнителей.
3.9. Проект программы должен включить следующие разделы:
Раздел 1. "Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению на программной основе". В разделе содержится описание существующей ситуации и ее последствия для области, обоснование решения проблемы в приоритетном порядке в данное время.
Раздел 2. "Цели и задачи программы". В разделе описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты при реализации программы. Цель программы формируется при анализе проблемной ситуации и направлена на ее полное или частичное решение. Задачи представляют собой относительно самостоятельные части программы (подпрограммы), получаемые путем разбивки цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на реализацию цели программы.
Раздел 3. "Перечень мероприятий и работ по реализации программы". Раздел содержит конкретные программные задания. Задания определяют содержание, объем, ресурсоемкость, исполнителей, сроки выполнения, механизм осуществления конкретных видов деятельности. Каждое программное задание оценивается соответствующими количественными и качественными показателями.
Раздел 4. "Механизм осуществления программы". В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающий решение проблемы.
Раздел 5. "Ресурсное обеспечение программы". Раздел содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых - по источникам поступления, материальных - по видам продукции, трудовых - по профессионально-квалификационным группам, информационным - по видам).
Раздел 6. "Координация программных мероприятий". В разделе предусматривается обеспечение согласованных действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.
Раздел 7. "Оценка эффективности осуществления программы". В разделе проводятся расчеты экономической эффективности программы.
Раздел 8. "Организация, формы и методы управления программой". В разделе разрабатывается организационно - функциональная структура управления процессом реализации программы, технология осуществления контроля.
Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения.
Разделы 2, 3, 4, 5, 6 формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а последующая - по более продолжительным срокам.
3.10. Каждая программа стандартно оформляется. На титульном листе указывается орган исполнительной власти области, полное наименование программы, сроки ее реализации, город и дата выпуска. На листе согласования указываются утверждающая инстанция и организации, согласование с которыми необходимо (Приложение N 6).
3.11. Проект региональной программы разработчик представляет заказчику. Заказчик осуществляет экспертизу проекта программы, широкое его обсуждение и в случае приемлемости проекта его приемку.
3.12. На каждую вновь принятую программу заказчиком оформляется паспорт - специальный формуляр, который содержит полную ее характеристику (Приложение N 7).
3.13. Принятая заказчиком программа обсуждается на экономическом Совете главы администрации и представляется главе администрации области на утверждение.
3.14. Программа утверждается постановлением главы администрации, в котором определяется орган программно - целевого управления и источники финансирования реализации программы.
3.15. Утвержденная программа передается в экономический комплекс для подготовки предложений по ее реализации. Комитет по экономике ведет каталог реализуемых программ (Приложение N 8).
4. Хозяйственный механизм реализации программ
4.1. Региональная (областная) программа является самостоятельным объектом управления. Управление программами осуществляет администрация области. В функции управления входит: принятие к реализации новых программ, координация их с основными направлениями и приоритетами развития экономики области, распределение бюджетных ассигнований между программами и непрограммными потребностями, внесение изменений в действующие программы и т.д.
4.2. Ответственность за реализацию программы возлагается на орган программно-целевого управления.
4.3. Органом программно-целевого управления могут быть:
- государственный заказчик по разработке программы (администрация области, органы территориального управления области);
- вновь создаваемый орган управления на период реализации программы (объединение инвестиционных организаций и компаний, действующее на основании разработанного и утвержденного главой администрации Положения).
Положение об объединении инвестиционных организаций и компаний, осуществляющих реализацию программы, по поручению главы администрации области разрабатывается государственным заказчиком по разработке региональной программы.
Поручение главы администрации о разработке указанного "Положения" включается в его распоряжение о разработке программы.
4.4. Орган программно-целевого управления выполняет следующие функции:
- осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей программы (подрядчиков и субподрядчиков);
- устанавливает круг полномочий и ответственности каждого исполнителя;
- доводит до исполнителей программные задания;
- координирует деятельность участников реализации программы, регулирует разногласия, возникающие в ходе ее выполнения;
- обеспечивает распределение и перераспределение всех видов ресурсов;
- контролирует своевременность и качество выполнения этапов и мероприятий программы;
- формирует ежегодную бюджетную заявку (Приложение N 9) и потребности в материально-технических, трудовых ресурсах для реализации программы.
4.5. Организация управления программой в ходе ее исполнения может модифицироваться в случае, если она признана недостаточно эффективной.
4.6. Орган программно-целевого управления программой наделяется соответствующими финансовыми ресурсами и правами распоряжения ими.
4.7. Выполнение программных заданий обеспечивается закупкой и поставкой товаров (продукции) и выполнением работ (услуг) на контрактной основе, действующей по принципу подряда.
Отношения при управлении реализацией региональной программой носят вертикальный характер, связывая воедино сверху вниз договорными отношениями орган программно - целевого управления - заказчик (генподрядчик), предприятия (организации) - подрядчики, выполняющие задания, и предприятия (организации) - субподрядчики.
4.8. Генподрядчик заключает с предприятиями (организациями) - подрядчиками контракты, устанавливает механизм, способы и условия финансирования, открывает финансирование и осуществляет контрольные функции.
Заключение контрактов происходит на конкурсной основе, исходя из наиболее выгодных для программ условий.
Договоры могут заключаться с предприятиями (организациями) всех форм собственности, расположенными на территории области и за ее пределами на основе принципа предоставления равного доступа к закупкам и заказам.
4.9. Контрактом обеспечиваются взаимоотношения сторон, определяются их права и обязанности, гарантируется полное равенство договаривающихся сторон, т.е. организация - заказчик (генподрядчик) или предприятие (организация) - подрядчик не может в одностороннем порядке расторгнуть или изменить какие - либо стороны договора (Приложение N 10).
4.10. Для реализации контрактов, предприятия (организации) - подрядчики обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами.
Материально - технические ресурсы предприятия (организации) - подрядчики приобретают, заключая прямые хозяйственные договора с предприятиями (организациями) - субподрядчиками, а также на ярмарках и аукционах.
5. Финансовые ресурсы для реализации программ
5.1. Региональные (областные) программы финансируются за счет областного бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ.
5.2. К внебюджетным источникам, привлекаемым к выполнению региональной программы могут относиться средства за счет взносов участников реализации программ:
- городов и районов области;
- предприятий и организаций государственного и негосударственного сектора экономики;
- иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации программы или ее части;
- отчисления от прибыли предприятий, получаемой в результате реализации программы;
- кредиты банков и другие поступления.
5.3. В некоторых исключительных случаях для финансирования конкретных программных задач могут быть привлечены государственные субсидии за счет средств федерального бюджета.
5.4. Для финансирования региональных программ в большинстве случаев необходимо использовать сочетание бюджетных и внебюджетных источников.
Смешанное финансирование региональных программ предусматривает деловое участие бюджетных ассигнований, внебюджетных источников средств иностранных инвесторов.
5.5. Для формирования внебюджетных фондов, осуществляющих финансирование программ, глава администрации области поручает государственному заказчику разработать в определенный срок Положение о внебюджетном фонде, в котором определяются источники, порядок формирования и направления использования фонда. Поручение главы администрации о разработке указанного Положения включается в его распоряжение по разработке программ.
6. Порядок реализации программ
6.1. Экономический комплекс администрации области совместно с финансовым управлением, в соответствии с бюджетным процессом, на основании бюджетных заявок органов программно - целевого управления принятых к реализации и реализуемых программ формирует бюджетную заявку на очередной финансовый год для финансирования программ.
6.2. После утверждения областного бюджета, с учетом выделенных финансовых средств на реализацию программ, органы программно - целевого управления совместно с экономическим комплексом проводят уточнение программ на очередной финансовый год.
6.3. При сокращении объема или же не предоставлении бюджетного финансирования работ по программе, орган программно - целевого управления рассматривает вопрос о дополнительных мерах по привлечению внебюджетных источников для выполнения работ по программе в установленные сроки.
6.4. При необходимости орган программно - целевого управления совместно с экономическим комплексом вносит предложения главе администрации области о корректировке конечных и промежуточных этапов реализации программы.
6.5. В случае невозможности приступить к выполнению утвержденной программы из-за ограниченности бюджетного финансирования, реализация программы откладывается на более поздний срок.
6.6. В соответствии с предложениями экономического комплекса глава администрации издает распоряжение о реализации региональных программ в очередном финансовом году, в котором определяется перечень и объемы бюджетного финансирования реализуемых программ, корректировка конечных и промежуточных этапов реализации программ, перечень программ, реализация которых откладывается на поздний срок.
6.7. Финансирование работ по каждой реализуемой программе осуществляется целевым назначением, через орган программно - целевого управления, который является ответственным за выполнение этой программы.
6.8. Орган программно-целевого управления программы ежегодно представляет главе администрации области, комитету по экономике и областному управлению финансами отчеты об эффективности использования бюджетных ассигнований и ходе реализации программы.
7. Контроль за ходом реализации программ
7.1. Орган программно-целевого управления, ответственный за реализацию программы, осуществляет текущий, периодический, в установленные сроки, а также по разовым запросам исполнительных и представительных органов контроль выполнения программы. Регулярность и порядок осуществления периодического контроля регламентируется в ходе утверждения программы властными структурами.
Контролируются и оцениваются:
- соблюдение регламента конкурсного отбора организаций - исполнителей;
- выполнение этапов, утвержденных программных заданий и показателей по содержанию, объемам, ресурсоемкости, срокам и т.д.;
- затраты ресурсов (по видам, срокам поступления и освоения), эффективность использования ресурсов;
- экономическая эффективность программных работ;
- соответствие проводимых мероприятий запланированным, сохранение номенклатуры программных показателей;
- соблюдение установленных стандартов, правил, ограничений.
Сведения, получаемые в ходе контроля, документально оформляются. Отчет о результатах контроля направляется главе администрации и комитету по экономике для выработки решений.
7.2. Промежуточные и окончательные итоги реализации отдельных программ, оценки их экономической и социальной эффективности рассматриваются в комитете по экономике администрации области с привлечением областного управления финансами, органа программно - целевого управления программой, заинтересованных органов территориального управления, предприятий, организаций, научной общественности и экспертов.
По результатам обсуждения подготавливаются предложения для главы администрации области о продолжении работ и финансировании программы или о их прекращении, по улучшению управления программой, корректировки программы, уточнения перечня льгот и санкций участникам реализации программы.
7.3. Органы программно-целевого управления программ ежегодно до 20 января направляют в комитет по экономике администрации области доклады о ходе работ по программам. На основании этих и полученных из управления статистики материалов комитет по экономике до 1 марта (следующего за отчетным годом) представляет главе администрации доклад о ходе реализации региональных (областных) программ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Рязанской области от 15 июля 1994 г. N 424 "Об утверждении Положения о порядке разработки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.