Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Определение проблемы
Мировая практика местного самоуправления и его взаимоотношений с государственной властью обусловили с 70-х годов ХХ века феномен перехода от "представительной демократии" к "демократии соучастия". Последнее означает, что местная власть, бизнес, наука и население объединяются в рамках стимулируемых центром программ регионального развития, целью которых является обеспечение сбалансированного развития всех элементов среды обитания человека (экономики, культуры, экологии, градоустройства и т.п.). Именно феномен "демократии соучастия" лежит в основе японского "экономического чуда", возрождении провинции Бретань (Франция), Сев. Ирландии. России также не избежать решения аналогичных задач. но их осуществление требует учета существующих традиций и практики.
В большинстве регионов России достаточно ресурсов для преодоления кризисных явлений, однако власть (как центральная, так и местная) не заинтересована в рациональном их использовании и наращивании, ибо "не видит своего будущего" в формирующихся рыночных отношениях. Ситуация парадоксальная: дав толчок рыночным преобразованиям, власть оказалась перед проблемой определения собственного места. Более того, оставшийся от централизованной экономики стереотип, согласно которому власть нужна, чтобы следить за справедливостью перераспределения благ, все больше уводит ее за пределы реальных социально - экономических отношений.
Характерным примером является приватизация, рассмотренная с точки зрения организации процесса использования ресурсов: каждый последующий уровень власти борется за получение "причитающейся" ему доли собственности не для хозяйственного освоения, а для немедленной передачи вниз, а поскольку ресурсы всегда ограничены, возникает убеждение, что после раздела "последнего участка земли" власть окажется уже не нужна, ибо она выполнит свою функцию.
Две основные причины порождают эту ситуацию:
- нерационально построенная система разделения властей, которые в силу пересекающихся компетенций и ориентированности на контроль за распределением, ведут настоящую борьбу за раздел имущества;
- отсутствие механизма управления использованием местных ресурсов, построенного на принципах участия самой власти в хозяйственной деятельности.
Решение проблемы состоит в том, чтобы на территории Рязанской области сформировать систему разделения властей, центр тяжести которой лежит не в организации передела ресурсов, а в организации хозяйственного их освоения, т.е. в организации системы публичных служб на принципах "публичных (не частных) корпораций".
Изложенная позиция позволяет сформулировать содержание Программы Рязанской области:
1. Постепенное, поэтапное (за 10-15 лет) построение на территории Рязанской области системы властей, способной обеспечить условия для сбалансированного развития всех элементов среды обитания человека.
2. Укрепление хозяйственной базы местного самоуправления на основе создания системы публичных служб. Иными словами - формирование дееспособной власти, опирающейся на развитую систему публичных служб и действующей на областном рынке как "публичная корпорация", конкурирующая с частным сектором в организации рационального хозяйствования, а не раздела ресурсов области.
3. Содержание формируемых Программой процессов заключается в создании условий для запуска саморазвивающегося и самонастраивающегося процесса самоопределения местных сообществ в существующей системе разделения властей РФ на основе традиций и Конституции РФ:
- во - первых, формирование в границах субъекта Федерации системы властей по принципу тройной иерархии земств: область - район (уезд) - город, волость;
- во - вторых, разграничение сфер хозяйственной деятельности властей разного уровня, властей и рыночных субъектов, и формирование взаимодополняющей системы публичных служб, обеспечивающих самостоятельную реализацию компетенции самоуправления;
- в третьих, организация взаимодействия самоуправления с органами государственной власти субъекта федерации и федеральными органами государственной власти РФ.
Цель программы: используя процесс формирования властей, создать условия для структурной перестройки среды обитания населения и наращивания ресурсного потенциала области. Иными словами, перестройка власти, как средство (условие) для достижения задачи вывода региона из системного кризиса.
Ожидаемые результаты выполнения программы:
- формирование системы разделения властей с сильным центром, осуществляющим управление на стратегических направлениях развития государственной экономики и субъекта Федерации, освобожденного от решения "текущих" вопросов;
- обеспечение экономической безопасности местной власти, за счет четкого определения сфер и условий ее хозяйственной деятельности;
- преодоление кризисных явлений на основе постепенного и комплексного наращивания ресурсного потенциала Рязанской области за счет рационального хозяйствования субъектов местного самоуправления.
Политическое значение выполнения Программы заключается в том, что она является одним из механизмов реализации Договора об общественном согласии, направляющим усилия региональных субъектов из сферы политической в сферу позитивной хозяйственной деятельности.
Реализация программы позволит отработать единую для всей России методику формирования властей на территории субъекта Федерации; подготовить нормативные документы, обеспечивающие структурирование властей на территории субъекта Федерации (типовые: Устав области, Хартия города, Положение о волостном самоуправлении, нормативные акты субъекта Федерации, обеспечивающие хозяйственное и политическое развитие региона).
<< Раздел 1 Раздел 1 |
Раздел 3 >> Раздел 3 |
|
Содержание Постановление Рязанской областной Думы от 24 ноября 1994 г. N 23 "О проведении в Рязанской области эксперимента по отработке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.